Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне.
«В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье», – писал он в одном из поздних стихотворений.
Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения.
Так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник «Аннетте» (1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного» (1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х. Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г. Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться.
Он написал «Гёца фон Берлихингена» и, используя шекспировские «уроки», начал работу над «Эгмонтом» и «Фаустом»; помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. И.В. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.
Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами, многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию.
Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.
Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – «Вильгельма Мейстера», «Ифигении» и «Тассо». Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И. Винкельмана (1717–1768).
В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона.
В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф. Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические «Ксении» (1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом.
Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в том числе «Римские элегии» — плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796), продолжил работу над «Фаустом» и написал ряд новых произведений: «Алексис и Дора», «Аминт» и «Герман и Доротея», идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции.
«Фауст»
В библиотеке, собранной отцом Иоганна Гёте имелась книга о Фаусте, человеке, жившем в XV-XVI веках, и представлявшем настоящую загадку, вызывающую интерес поэтов и писателей. Заинтересовался им и Гете, которому нравились оккультные науки и алхимия, ведь Фауста считали чернокнижником. Трагедию Гёте создавал в течение 60 лет. Идея книги возникла у писателя в юности, а работу над второй её частью он завершил незадолго до смерти.
В чём же главная идея «Фауста»: союз с чёртом до добра не доведет? Нет, главная идея состоит не в этом. Гёте вообще был решительно против определения главной идеи произведения и говорил о любопытствующих: «Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в «Фаусте»? Как будто я сам это знаю и могу выразить! “С неба через мир в преисподнюю” — вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие. Далее, если черт проигрывает пари и если среди тяжелых заблуждений непрерывно стремящийся ввысь к добру человек достигает спасения, то в этом, правда, есть очень действенная, много объясняющая, хорошая мысль. Но это не идея, лежащая в основе целого и пронизывающая каждую его отдельную сцену. В самом деле, хороша бы была шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего “Фауста”, нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!».
Писатель сфокусировался на исключительной личности, запечатлел расцвет индивидуальности едва ли не впервые в художественной литературе. Человек у Гёте не только осознал себя как личность, он взвалил на свои плечи все бремя нерешенных вопросов и стремится дать на них ответы. Таким образом, судьба главного героя оказывается связанной со всем человечеством.
Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!
Иоганн Вольфганг Гёте изобразил тип человека, который так и не затерялся где-то в веках, а всё ещё живёт среди нас. И поэтому, читая «Фауста» сегодня, мы читаем и о дне сегодняшнем.
Весной 1832 года Иоганн Гёте отправился на прогулку в открытой карете, сильно простудился. На тот момент он находился в преклонном возрасте – 82 года. Болезнь очень ослабила и без того не богатырское здоровье Гете, и привела к смерти. 22 марта 1832 года литератор умер.
Всё своё творчество литературный гений называл «фрагментами огромной исповеди». Гёте-художник создал «Учение о красках», Гёте-анатом открыл новую кость в черепе человека, Гёте-метеоролог изобрёл водяной барометр, Гёте-поэт открыл всю высоту человеческого духа.
Источники: Гёте – гений немецкой литературы // Facty.by. 2023. — Текст : электронный. — URL: http://facty.by/iskusstvo/413-gjote-genij-nemetskoj-literatury. — (дата обращения: 27.08.23);
Занегина, Ася «Фауст» Гёте — что нужно знать об одном из самых сложных произведений мировой литературы / Ася Занегина // Фома, 2019. — Текст : электронный. — URL: https://foma.ru/faust-gyote-chto-nuzhno-znat-ob-odnom-iz-samyh-slozhnyh-proizvedenij-mirovoj-literatury.html. — (дата обращения: 27.08.23);