Мэри Шелли родилась в Лондоне 30 августа 1797 года. Её родителя были известными радикальными интеллектуалами конца XVIII — начала XIX веков. Отец, Уильям Годвин, критиковал аристократические привилегии и был сторонником утилитаризма и анархизма. Мать — Мэри Уолстонкрафт, была феминистской еще до того, как придумали слово «феминизм». Хотя она написала множество работ по истории, политике и путешествиям, в истории она осталась благодаря трактату «В защиту прав женщин». К сожалению, появлению девочки на свет сопутствовала трагедия, Мэри Уолстонкрафт умерла после родов.
Мэри взрослела в окружении выдающихся умов Великобритании, с которыми был знаком ее отец — в том числе с поэтами Уильямом Вордсвортом и Сэмюэлем Кольриджем. Когда выдавалась возможность уединиться, Мэри часто можно было найти с книгой в руках в библиотеке отца, на улице или даже у могилы матери.
Первым произведением, опубликованным Мэри Шелли, была короткая юмористическая поэма, основанная на песне композитора Чарлза Дибдина. В поэме 1807 года рассказывается об англичанине, который посещает Францию, не понимая ни слова по-французски. Когда отец опубликовал ее стихотворение, Шелли было всего десять лет.
Будущий муж Мэри, Перси Биши Шелли, был — наряду с лордом Байроном — одним из самых радикальных поэтов-романтиков своей эпохи. Перси интересовался политическими теориями Годвина и стал частым гостем в их лондонском доме. В то время Перси Шелли уже был женат, но это не помешало ему ухаживать за Мэри. В 1815 году они вместе решили бежать из Англии.
Путешествуя по Европе, Шелли прибыли в Женеву, где встретились с лордом Байроном, писателем Джоном Полидори и другими литературными светилами. Группа писателей сразу же образовала небольшое богемное сообщество прямо у Женевского озера. Именно здесь, на вилле Диодати, в холодную дождливую ночь лорд Байрон предложил каждому попробовать написать рассказ ужасов.
Всего через несколько недель Мэри Шелли создала первый набросок романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» о докторе, возомнившим себя равным Творцу и создавшим в своей лаборатории жизнь из горы трупов. Роман поднимал вопросы о бесконтрольном научном «прогрессе», неэтических экспериментах и игнорировании гуманитарных наук. В то время Мэри было всего восемнадцать.
Мэри продолжала работу над «Франкенштейном», и в 1818 году опубликовала первое издание анонимно. Несмотря на то, что под ее именем уже вышел путевой очерк «История шестинедельной поездки по некоторым областям Франции, Швейцарии, Германии и Голландии», английская публика полагала, что только Перси мог создать такое глубокое произведение — особенно потому, что он написал первоначальное введение к роману. Книга имела огромный успех в Великобритании и позволила молодым супругам Шелли купить дом в Италии.
В 1822 году Перси Шелли неожиданно утонул в заливе возле города Специя. Большинство историков считают, что это был несчастный случай на паруснике, но есть версии самоубийства. В любом случае, ранняя смерть Перси Шелли в возрасте 29 лет стала большой потерей для литературного мира.
После смерти мужа Мэри Шелли вернулась в Англию, чтобы лучше заботиться о сыне и привести в порядок литературное наследие мужа — во многом благодаря ее усилиям до нас дошла значительная часть поэзии Перси Биши Шелли.
В этот период она много пишет, среди новых книг роман «Матильда». Книга о влюбленности отца в свою 16-летнюю дочь считается автобиографической — она была обнаружена и опубликована лишь спустя двести лет после смерти Мэри, и уступает в известности только «Франкенштейну».
Следующая книга Мэри Шелли, вдохновленная горем и болью в сердце после смерти лорда Байрона – «Последний человек», стала драматическим воплощением слов из ее дневника: «Выжила. Последний человек! Да, я вполне могу описать чувства этого одинокого существа, ощущая себя последним представителем любимой расы, когда мои друзья вымерли раньше меня». Этотроман — апокалипсическая антиутопия о мире XXI века, охваченном пандемией, — вышел в 1826 году, и был встречен резко негативно.
Преследуемая мыслями о матери, которую она никогда не знала, Мэри Шелли продолжила отстаивать её прогрессивные принципы, посвятив большую часть своих произведений защите женщин и социальных реформ. В ее седьмом и последнем романе, «Фолкнер», женские персонажи мудры, талантливы и деятельны; они убеждают мужчин отказаться от разрушительных импульсов и создать утопическое общество домашней гармонии.
Мэри Шелли умерла от опухоли головного мозга 1 февраля 1851 года. К сожалению, ее творческое наследие долгое время не изучалось с должным вниманием. Из-за ее политических взглядов, феминистских идей и «аморальной» жизни, романы Мэри Шелли после ее смерти были убраны на дальнюю полку литературы. Только недавно ее полное собрание сочинений было признано достойным изучения.
Источники: Лягин, Дмитрий Англичанка, придумавшая монстра: почему не стоит ограничиваться одним Франкенштейном, вспоминая о Мэри Шелли / Дмитрий Лягин // Storyport : блог, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://storyport.online/poznakomitsya-s-avtorom/mery-shelly/. — (дата обращения: 29.08.2023);
Шульпяков, Глеб Назову себя Франкенштейн / Глеб Шульпяков // Огонёк, 2018. — Текст : электронный. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3622805. — (дата обращения: 29.08.2023)