Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (Днепропетровск) в интеллигентной семье. В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь, а в — 1923 году в Москву и поселилась в Кривоколенном переулке. Дом под номером четыре знаменит был тем, что жил там Д.В. Веневитинов, а А.С. Пушкин заезжал сюда прочитать только что написанную пьесу «Борис Годунов». Впоследствии Александр Галич особенно гордился тем, что родился в лицейский день: «У моей России вывороченные негритянские губы, синие ногти и курчавые волосы…»
С 1927 года Александр занимается в литературном кружке Эдуарда Багрицкого при газете «Пионерская правда», публиковаться начал тоже рано — первое стихотворение «Мир в рупоре» напечатано в «Пионерской правде» в мае 1932 года. Окончив 9-ый класс в 1935 году, — практически одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского. На его экзаменационном листе — резолюция председателя приёмной комиссии, народного артиста СССР Л.М. Леонидова: «Принять. Артистом не будет, но кем-нибудь обязательно станет». В итоге Литинститут уже в 1936 году был заброшен и предпочтение было отдано сцене.
Через три года Галич оставил и Оперно-драматическую студию и перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека (1939). Свои скетчи Александр Аркадьевич подписывал как Александр Гай. Первая же подпись «Александр Галич» появился в 1948 году под пьесой «Вас вызывает Таймыр», и обозначает аббревиатуру его инициалов и фамилии. С этого времени он подписывался только так. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем или Под счастливой звездой», а также сценарии фильмов «В степи», «Верные друзья». В 1955 году он стал членом Союза писателей, а с 58-го членом Союза кинематографистов. Пьесы Галича «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орлёнок»», «Много ли человеку надо» и другие были поставлены многими театрами страны. По его сценариям поставлены фильмы «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Дайте жалобную книгу» и другие. По радио пели его песни «Ой ты, Северное море» и «До свиданья, мама, не горюй, на прощанье сына поцелуй».
А потом, в 1959 году, с ним вдруг что-то случилось, и он стал сочинять… не совсем советские песни. А потом и вовсе не советские. Сам Галич написал об этом так: «Пути Господни неисповедимы, но не случайны. Но неслучайна была та бессонная ночь в вагоне поезда Москва-Ленинград, когда я написал свою ПЕРВУЮ песню «Леночка»».
Писатель Исай Кузнецов вспоминал: «Это уже была настоящая поэзия. Как пришёл к этим песням, к этим маленьким шедеврам человек, написавший «Походный марш» и «На семи ветрах», романтические, литературные, надуманные вещи?.. Талантливый человек не может не устать от вынужденной фальши.»
В Галиче внезапно просыпается бард-сатирик и на свет одна за другой за «Леночкой» потоком появились и другие: «Старательский вальсок», «У лошади была грудная жаба», «Тонечка», «Красный треугольник», «Аве, Мария», «Караганда», «Ночной дозор», «Памяти Пастернака», «Баллада о Корчаке», «На сопках Маньчжурии», «Летят утки»… Появляются всё новые и новые песни, которые расходятся в многочисленных магнитофонных записях.
В марте 1968 года Александр Галич приехал в Новосибирск на фестиваль «Бард-68». На сцене зала Дома учёных в новосибирском Академгородке состоялось первое и последнее публичное выступление Галича в СССР. Галич вышел на сцену и запел «Старательский вальсок»: «Вот так просто попасть в первачи! Вот так просто попасть в палачи! Промолчи, промолчи, промолчи!» А через несколько минут зазвучала песня «Памяти Пастернака»: «Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели… Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели! …Ах, осыпались лапы елочьи, Отзвенели его метели… До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели!». Все, кто был в зале, поднялись со своих мест и некоторое время стояли молча. А потом грянули громоподобные аплодисменты.
В 1969 году без ведома Галича в издательстве Посев (Франкфурт) вышла книга его стихов — именно это послужило формальным поводом чтобы завертелось пропагандистское колесо — на Политбюро был поднят вопрос об «антисоветских выступлениях» Галича. 29 декабря 1971 года его исключили из Союза писателей. Сразу же были запрещены много уже лет идущие на театральных сценах пьесы, открыта травля в печати, прекращены публикации в официальной прессе. За распространение, да и просто за хранение, магнитофонных записей песен барда можно было получить лагерный срок.
В 1972 году, после третьего инфаркта, А.А. Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. В октябре 1973 года писателя приглашают в Норвегию принять участие в семинаре, посвящённом творчеству К. Станиславского. Поездка не состоялась. «Меня вызвали в КГБ и сообщили о том, — вспоминает Галич, — что я никогда не уеду из страны с советским паспортом, то есть я не имею права. Так сказать, человек, который уже так клевещет и ведёт такую враждебную деятельность внутри страны, не может быть выпущен за рубеж как представитель СССР. Мне предложили выйти из гражданства и тогда подать заявление. Лишь в этом случае мне будет разрешено покинуть страну. Я сделал это далеко не сразу, наверное месяцев через семь после этого. Я думал и нервничал, сходил с ума. И я понял, что меня вынуждают к этому, делают всё возможное, чтобы я решился на этот шаг…».
В 1974 году за рубежом вышла вторая книга песен Галича под названием «Поколение обречённых» – это был новый сигнал для атаки со стороны властей. Александру Аркадьевичу было предложено уехать из страны. 25 июня 1974 года Александр Галич покинул СССР, а 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
Дочь, Алёна Архангельская-Галич, так вспоминала про его отъезд: «Была заминка на таможне, когда ему устроили досмотр. Уже экипаж и пассажиры сидели в самолёте, а его всё не пускали и не пускали. Отцу велено было снять нательный крест, который ему надели при крещении, дескать, золотой и не подлежит вывозу. На что папа ответил: «В таком случае я остаюсь, я не еду! Всё!» Были длительные переговоры, и, наконец, велено было его выпустить. Отец шёл к самолёту совсем один по длинному стеклянному переходу с поднятой в руке гитарой». Путь Галича и Ангелины Николаевны лежал в Вену. Оттуда они отправились во Франкфурт-на-Майне, затем в Осло. Там они прожили год, писатель читал в университете лекции по истории русского театра. Затем переехали в Мюнхен, где стал вести на радиостанции «Свобода» передачу под названием «У микрофона Александр Галич». Наконец они переехали в Париж, где поселились в небольшой квартирке на улице Маниль. Однако судьба отпустила барду всего лишь три с половиной года жизни за границей.
Александр Галич трагически погиб 15 декабря 1977 года в своей парижской квартире. Согласно официальной версии обстоятельства смерти были случайными и нелепыми. В этот день ему доставили из Италии стереосистему «Грюндиг». Мало знакомый с техникой Галич, не дожидаясь специалистов, стал подключать только что доставленную радиоаппаратуру — его ударило током и для сердца, перенёсшего три инфаркта, это оказалось смертельным. Властями перед женой — Ангелиной Николаевной — вопрос был поставлен ребром: если вы признаете его смерть несчастным случаем, то получите на радио «Свобода» пожизненную ренту, если нет — не получите ничего.
Похоронен А.А. Галич на небольшом кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа в 25 километрах от Парижа. Вокруг русские надписи на памятниках выдающимся деятелям русской культуры Бунину, Мерёжковскому, Ремизову, Шмелёву, Шагалу, Тарковскому, Некрасову…
По настоянию дочери Галича, А. Архангельской, в 1988 году он был восстановлен в Союзе писателей и в Союзе кинематографистов — сразу же после этого началась массовая публикация стихов Галича в советско-перестроечной периодике.
Источники: Аронов, Михаил Александр Галич : полная биография / Михаил Аронов. — [2-е изд., испр. и доп.]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2012. — 873, [1] с., [16] л. ил.;
Александр Галич // Лаборатория Фантастики : сайт, 2005-2023. — Текст : электронный. — URL: https://fantlab.ru/autor26467. — (дата обращения: 18.10.2023);
Майсурян, Александр К 100-летию Александра Галича, или «Шахиня Л. Потапова» / Александр Майсурян // Форум : открытая электронная газета, 2018. — . — Текст : электронный. — URL: https://forum-msk.org/material/news/15107162.html. — (дата обращения: 18.10.2023)