Анатолий Дмитриевич Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Его отец, Д.Ф. Папанов, играл в самодеятельном театре. На сцену выходил и Анатолий, если находились роли для детей.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год он провел в вечерней школе: чтобы помочь семье, ушел работать на 2-й Московский подшипниковый завод, в ремонтную мастерскую литейщиком.
При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Вскоре и Анатолий Папанов присоединился к труппе. Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».
В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов «опускал голову и изображал глубокомыслие» — и боялся, что его тоже спросят. Ему нечего было сказать: даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после не смог остановиться — литература стала его увлечением.
«Мне открывался совершенно неведомый мир, о котором раньше и не подозревал. Это было как дверь в какую-то иную, неведомую, чудесную жизнь, куда мне вдруг разрешили заглянуть». А.Д. Папанов
В 1937 году актер впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». В качестве статиста он участвовал в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».
Анатолий Папанов на фронте
В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в военную часть в Саратове, потом — в Оренбурге. Весть о войне застала его там. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 14.
В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли. У Папанова была контузия и три ранения, самое сложное из них — в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе. В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву.
Возвращение на сцену
Однажды А.Д. Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.
«Мы были еще неопытными, неумелыми, но наши выступления воспринимались с особой, фронтовой, жадностью к искусству. И, пожалуй, никогда мы не встречали такого благодарного зрителя… На войне мы узнали истинную силу искусства – и этот опыт не заменят никакие рассуждения. Искусство помогало хоть ненадолго обрести душевное успокоение». А.Д. Папанов
На вступительном экзамене он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли сразу на второй курс. Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто.
Готовясь к очередной роли, Анатолий Дмитриевич Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.
Анатолий Папанов в кино
В кино Папанова стали приглашать уже в зрелом возрасте — ему тогда было около 40 лет. Успех пришел в 1964 году — после роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые» Александра Столпера. Несмотря на то, что Анатолий Дмитриевич мечтал попробовать себя в драматической роли, изначально он отказался от участия в фильме, считая, что не соответствует образу командира: «Я не смогу, я же комедийный актер!». А теперь другого Серпилина невозможно представить. Кто еще скажет с тихой, но ледяной убежденностью: «Вот вы тут о смерти заговорили… Помереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права!»
После «Живых и мертвых» сниматься звали чаще, попадались и комедийные, и сложные драматические роли. В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: А.Д. Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов.
На экране и на театральных подмостках актер часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Они не были друзьями, но часто устраивали совместные концерты, где читали стихи и пели песни. Вместе актеры снялись в культовых фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «12 стульев» Марка Захарова и в других кинолентах.
Одной из самых трогательных и лиричных была роль врача в трагикомедии «Дети Дон Кихота». Каждый день в течение полутора месяцев Анатолий Папанов приходил в родильный дом, где следил за работой персонала и изучал опыт пожилого врача, который помог появиться на свет 20 тыс. младенцев. Под конец актера даже стали принимать за настоящего доктора. Лента была призвана рассказать о проблеме детских домов, количество которых не уменьшалось, хотя война закончилась уже 20 лет назад. Доктор Бондаренко в исполнении Анатолия Папанова – главврач одного из родильных домов, который бескорыстно и самоотверженно воспитывает отказников, получая за это прозвище «Дон Кихот». Благодаря таланту актера фильм получился не назидательным, а добрым и душевным.
В последние годы Папанов почти не снимался. Он набрал курс студентов в ГИТИСе, пробовал ставить спектакли. Постановка «Последние» по пьесе Максима Горького стала его режиссерским дебютом.
Последняя роль А.Д. Папанова
В 1987 году Анатолий Папанов появился в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…»: он сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. По сюжету герой вместе с таким же осужденным Лузгой борется в одной северной деревне с группой уголовников, которые вышли по амнистии.
Снимали фильм в селе Руга под Петрозаводском. Лето в этой местности короткое — нужно было успеть запечатлеть все сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных. 5 августа Папанов приехал в свою московскую квартиру и в этот же день умер от сердечной недостаточности. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.
Персонажа Копалыча озвучивал уже актер Игорь Ефимов. И только в финале фильма показаны кадры со съемок, на которых сам Анатолий Дмитриевич произнес фразу: «Так хочется пожить по-человечески… и поработать». «Последний кадр. Последняя роль», гласит закадровый голос. В 1989 году актеру за исполнение политзаключенного присудили Государственную премию СССР посмертно.
Источники: Анатолий Папанов // Культура РФ : сайт, 2013-2023. — Текст : электронный. — URL: https://www.culture.ru/persons/9514/anatolii-papanov. — (дата обращения: 30.10.2023);
«Идиот, тьфу!». Яркие образы Анатолия Папанова в кино // Коммерсант, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5644016. — (дата обращения: 30.10.2023)