Фёдор Иванович Шаляпин держал французских бульдогов. Эта порода была выведена в конце XIX века и в начале XX быстро завоевала популярность. Любимый бульдог Шаляпина – Ройка – изображен на самом известном портрете артиста кисти Бориса Кустодиева. Оригинал картины экспонируется в доме-музее Федора Шаляпина в Санкт-Петербурге, а в Третьяковской галерее хранятся эскизы к ней. На этом портрете Шаляпин предстает истинно русской натурой, что видно во всей его фигуре, в свободно распахнутой шубе, в повороте головы и, конечно, подчеркивается фоном, выбранным художником для картины. А белый французский бульдог Ройка изображен на переднем плане, и является не только необходимым композиционным элементом, но и важной смысловой деталью.
Вот что пишет Г. Малиновская, современница Ф. И. Шаляпина, в своих воспоминаниях о нем: «Когда Шаляпин рассказывал о Бульке, я представляла, что увижу какую то необыкновенную собаку — очень красивую или редкой породы и уж конечно же большую. Каково же было мое удивление, когда я увидела маленькую черненькую бульдожку. Булька охотно демонстрировал свое умение: приносил мягкие туфли, газеты, стоял и ходил на задних лапах, искал мяч. Потом Федор Иванович взял палку, и Булька прыгал через нее.
Федор Иванович с гордостью поднимал палку все выше и выше – и Булька прыгал. Не берусь определить, кто больше получал от этого удовольствие – публика или дрессировщик, так увлеченно он это проделывал. Наконец настал «смертельный» номер программы: Булька «умирал». Он ложился, вытягивал лапки, закрывал глаза и мог лежать так сколько угодно, пока его не «воскресят». Это было очень смешно».
Сохранились воспоминания сына Бориса Кустодиева о работе художника над полотном: «Любопытно было смотреть, как позировала любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский бульдог. Для того, чтобы бульдог стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, а Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по часу в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!», бульдог падал «замертво»».
Шаляпин очень его любил, обучал разным трюкам, гордился им и говорил: „Способный! Неплохой артист из него получится! С ним мы по миру не пойдем!“».
Существовала еще одна картина, на которой Шаляпин был изображен с бульдогом. Однажды певец гостил у Ильи Репина, и художник решил написать его портрет. Картина выставлялась на передвижной выставке. Мнения критиков разделились: одни картину ругали, другие хвалили. Очевидно, сам автор тоже не был доволен работой, потому что портрет не сохранился. Репин записал его в 1916 году — использовал холст с портретом под другое произведение. А о том, как шла работа над полотном, может поведать архивная фотография.
О любви Федора Шаляпина к собакам красноречиво говорит и подпись, которую он оставил на одной из своих фотокарточек, подаренной А. Маршаку: «Эх, как бы мы тоже были настоящими собаками!!!»
Бульдог Ройка также стал героем рассказа детского писателя Ирины Зартайской. В основе книги «Бульдог Ройка» — воспоминания сына Бориса Кустодиева о том, как Ройка позировал для картины. Иллюстрации воссоздают атмосферу мастерской Кустодиева и кабинета Шаляпина.
Источники: Из архива Третьяковки // Третьяковская галерея, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://clck.ru/36eaX9. — (дата обращения: 17.11.2023);
Любимцы семьи Шаляпиных // Искусство Серебряного века, 2021. — Текст : электронный. — URL: https://vk.com/wall-74807131_75784. — (дата обращения: 17.11.2023)