Home » Новости » «Русская Жанна д`Арк» Алёна Арзамасская

«Русская Жанна д`Арк» Алёна Арзамасская

Родилась Алена недалеко от Арзамаса в казачьем селе Выездная Слобода. Ни год ее рождения, ни детали юных лет жизни история для потомков не сохранила. Известно лишь то, что Алену очень рано выдали замуж за зажиточного крестьянина, который был гораздо старше ее. Вскоре муж заболел и умер. Алена выбрала для себя достойный путь — ушла в Николаевский монастырь в Арзамасе. В монастыре она не только выучилась читать и писать, но и освоила лекарское дело.

В XVII столетии в монастырях лечили травами и молитвами, все иное считалось колдовством. Но у Алены подход к лечению был особым — она использовала в качестве лекарств синюю плесень, которую собирала в монастырской бане. Мази, изготовленные из субстанции, считавшейся в народе бесполезной и даже вредной, отлично заживляли гнойные раны и кожные болезни. Местные крестьяне охотно лечились у Алены, но между собой судачили, что без чертовщины ее помощь не обходится. Баня, где брала свое лекарство женщина, традиционно считалась обиталищем нечисти. Но тот факт, что целительница жила в монастыре, успокаивал и давал надежду.

Исторические источники говорят о том, что Алена провела в монастыре не менее 20 лет, помогая всем, кто к ней обращался за лечением.

«Монастырские порядки были ненавистны Алене, как и показное благочестие помещичьих жен и дочерей, постригшихся в монахини, чтобы избежать суда, уйти от наказания за злые дела в миру, замолить свои грехи. В монастыре постоянно проповедовали покорность и смирение, но, чем больше проповедовали, тем неистовее и непримиримее становилась Алена. Она, как и многие другие крестьяне, не верила священникам, что крепостное право одобрено Священным писанием и угодно богу.

Весть о народном заступнике «батюшке» Степане Тимофеевиче Разине проникла и за монастырские стены. Надев поверх монашеского одеяния мужское платье, Алена покинула душную келью, чтобы не молитвами и поклонами, а с оружием в руках добиваться для народа правды и справедливости» (Е. Чистякова).

Решение принять участие в крестьянской войне к монахине Алене пришло в 1669  году. Она взяла лук и стрелы, села на коня и поехала по окрестным деревням собирать ополчение. Авторитет ведуньи позволил ей за короткое время сколотить отряд из 300–400 человек, с которым женщина одержала свои первые победы над царскими войсками.

В 1670 году отряд Алены объединился с группой крестьян Федора Сидорова и его численность составила 700 человек. С этой внушительной по меркам того времени силой она наголову разбила войско арзамасского воеводы Леонтия Шайсукова и захватила город Темников.

Горожане поддержали Алену — ее отряд увеличился до 2 000 человек и получил хорошее вооружение. Но Алена, не обладая познаниями в военном деле, совершила серьезную ошибку. Она отказалась от ведения мобильной войны и  обосновалась со своими людьми в Темникове.

К. Смирнов «Бой Алёны Арзамасской»

Два месяца бывшая монахиня управляла городом, пока к Темникову не подошел царский воевода Юрий Долгоруков с хорошо обученным и многочисленным войском. После короткого уличного боя рать из крестьян и мещан была разбита и государевы люди стали искать предводительницу мятежников.

Последним оплотом Алены и нескольких ее ближайших соратников стал городской собор с массивными дубовыми дверями. Пока у входа шел бой, Алена поднялась с луком на колокольню и начала одного за другим поражать стрелами царских стрельцов. Стрел хватило на восьмерых, после чего монахиня бросила оружие и ушла вниз к алтарю. Когда в храм ворвались люди Долгорукова, Алена горячо молилась перед иконами и забрать ее из храма смогли только силой. Женщину, вместе с ее оружием, доставили в ставку воеводы для суда. Легенда гласит, что лук, из которого так ловко пускала стрелы атаманша, не смог полностью натянуть ни один царский воин.

Предводительницу восставших пытали каленым железом и дыбой, чтобы получить раскаяние, но не добились в этом деле никаких успехов. Алена постоянно молилась, прерываясь лишь затем, чтобы плюнуть в своих мучителей. Расследование показало, что кроме бунта за беглой монахиней были и другие грехи, в частности, врачевание плесенью. Это дало повод объявить Алену не только мятежницей, но и ведьмой и приговорить к сожжению. 4 (17) декабря 1670 года казнь была совершена.

История Алены Арзамасской была настолько необычной, что получила широкую известность не только в России, но и в Европе. Известный немецкий историк XVII века Иоганн Фиш в своей книге описал казнь этой женщины такими словами:

«Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним заодно, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой… Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край сруба, сооруженного по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в него, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Книги об Алёне Арзамасской

Несмотря на то, что известно об Алене Арзамасской совсем немного, об этой женщине написаны романы, поэмы и пьесы. А спустя три столетия, за право называть Алену Арзамасскую своей, борются три народа: русские, мокшане и эрзяне.

Источники: Мордовская Жанна Д’Арк, монахиня Алена Арзамасская: соратница Степана Разина, лечившая пенициллином // Bigpicture : сайт, 2009-2023. — Текст : электронный. — https://bigpicture.ru/mordovskaya-zhanna-dark-monahinya-alena/. — (дата обращения: 14.12.2023);

Чистякова, Елена Викторовна Степан Разин и его соратники / Е. В. Чистякова, В. М. Соловьев. — Москва : Мысль, 1988. — 221,[2] с., [8] л. ил. : ил.; 20 см.; ISBN 5-244-00069-1

Афиша

13.05.2024. «Художественное убранство собора Св. Саввы в Белграде (Сербия) – встреча с художником-монументалистом Артемием Родионовым. МУ «ГЧМБ». 18:00

14.05.2024. «Живая планета Астафьева»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

14.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 10:00; 12:30; 16:00

17.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 12:30

18.05.2024. Акция #ХоббиОбмен (обмен материалами для творчества, рукоделия и хобби. Мастер-классы). МУ «ГЧМБ». 12:00-18:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика