Не все вспомнят его труднопроизносимую фамилию Шпрингфельд, но большинство сразу узнает, когда увидит на экране. «Это же тот влюбленный чудак из фильма «Сердца четырех», – обычно говорят зрители. Да, Павел Александрович Шпрингфельд вошел в историю нашей культуры именно этой своей ролью, она принесла ему большую популярность и открыла его дарование для кинематографа. Артист много снимался. Это были вторые роли или чаще всего эпизоды, которые он с блеском исполнял.
Многие фразы, сказанные его героями, ушли в народ: «Она колючая, холодная, злая. Она очки с простыми стеклами носит» (Заварцев, «Сердца четырех»), «Шпионов целая семья» (Летье, «Гусарская баллада»), «Слабохарактерный я. Каждый день перед женой на коленях стою» (Дудка, «Стежки-дорожки»), «От чего умер ваш дядя? – Он вместо 15 капель Боткина, как прописал доктор, принял 16» (племянник усопшего, «Карусель»). Благодаря своей необычной внешности Шпрингфельд был нарасхват среди режиссеров. Каждый стремился пригласить к себе в картину этого удивительного артиста. И мало кто знает, что именно Павел Шпрингфельд первым воплотил образ героя бессмертного произведения Николая Островского «Как закалялась сталь», своего тезки – Павки Корчагина на сцене Московского центрального театра рабочей молодежи. Еще при жизни Островского возникла идея осуществить постановку его романа. Когда прикованный к постели писатель скончался (22 декабря 1936 г.), репетиции и сам спектакль посвятили его памяти.
После громкой премьеры театральная Москва обрела для себя очень способного молодого артиста с мощным драматическим зарядом. Сам Павел Александрович уже несколько лет служил в ТРАМе, куда пришел из театрального института, имея за плечами богатый опыт заводской самодеятельности. Вместе с рабочими пареньками и девушками («трамовцами», как они гордо себя называли) Шпрингфельд строил новый советский театр, являясь самым активным его участником. Он не только играл на сцене, но и занимался общественной работой, возглавлял комсомольскую ячейку театра. А учитывая, что в ТРАМе была одна комсомольская молодежь, актер оказался идеологическим начальником над всеми.
ТРАМ переживал в те годы трудные времена, постановки не всегда были удачными, долгое время в театре не было своего режиссера. С приходом Ильи Судакова, а вместе с ним и знаменитых мхатовцев – Николая Горчакова, Алексея Грибова, Николая Баталова, репертуар ТРАМа стал более привлекательным для публики и соответствовал уровню государственного театра.
Надо сказать, что П.А. Шпрингфельд, при всех своих положительных качествах (а их у него было намного больше, чем отрицательных), был очень открытым для всех человеком, от этого никогда не отказывался от застолий, и, будучи комсомольским вожаком, часто шел на поводу у интриганов. В итоге он совершенно запустил комсомольские дела и дисциплину в театре.
В 1938 году Шпрингфельда с треском сняли с должности секретаря комсомольской организации театра – за аморальное поведение и разложение коллектива. Вскоре Павел и вовсе ушел из театра.
Но долго искать работу ему не пришлось. Многие именитые режиссеры видели с каким неподдельным энтузиазмом и вдохновением тот играл Павку Корчагина. Марк Донской предложил артисту роль Васьки Грачика в своем фильме о юности Максима Горького «Мои университеты». Название фильма стало символичным и в судьбе актера. Встреча с Донским и эти первые съемки в кино стали для Павла Александровича его университетами. Далее посыпались предложения со всех киностудий Советского Союза. Артист с упоением их принимал и снимался: сегодня в Москве, завтра в Одессе, через неделю на Финской границе…
Ложный донос, арест по обвинению в шпионаже и лагерь перечеркнули все планы артиста на пике карьеры и мужчины в расцвете сил. Существует версия, что репрессировали его еще в годы войны. Исключительно из-за немецкого происхождения актера. Приговор оказался слишком суров: 25 лет на лесоповале. Заступаться за осужденного было небезопасно. Это могли делать только очень уверенные в себе и влиятельные люди.
Поручиться за коллегу, ставшего другом, взялась Валентина Серова. Вместе с мужем — журналистом и поэтом Константином Симоновым (на двоих — семь Сталинских премий) — она добилась пересмотра дела Шпрингфельда. Какое-то время после освобождения актер даже жил в московской квартире супругов. Он всю жизнь помнил о том, что Серова сделала для него, и всячески пытался помогать ей во времена её невостребованности в театре и кино.
Во время Великой Отечественной войны Павел Александрович был эвакуирован в Алма-Ату, где его реже снимали. Партийные начальники часто ссылались на то, что у артиста немецкие корни, поэтому рекомендовали киностудиям не приглашать его на съемки.
Но Константин Юдин (режиссер фильма «Сердца четырех»), невзирая на запреты, в 1945 году позвал Павла в свой новый комедийный фильм «Близнецы». Незамысловатый водевиль и сейчас смотрится на одном дыхании.
В 1951 году Шпрингфельд исполнил роль надменного украинского деятеля Кулиша в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». После этой роли за артистом закрепилось амплуа отрицательного героя. Злодеи, шпионы, пропойцы… были сыграны артистом мастерски!
Порой мы забываем главных действующих лиц, и даже сам фильм, а вот яркий эпизод с блестящим актером помним долго.
Славу театрального артиста перекрыл кинематограф. Шпрингфельда узнавали на улице абсолютно все! И все чаще и чаще он стал выпивать в сомнительных компаниях. В итоге это переросло в серьезную болезнь.
Любимая красавица-жена, актриса Клавдия Хабарова, как могла поддерживала состояние здоровья мужа. Вместе они воспитывали дочь Евдокию (родилась в 1959 году). Перед сном Павел обычно читал Дусе сказки, брал жену и дочь на съемки, тем более если была возможность побыть на море.
Павел Александрович всегда был опрятен в быту. Его часто видели в ресторане Дома актера в сильном подпитии, но ухоженного, в красивом костюме и в бабочке. Молоденькие официантки подбегали к Шпрингфельду и спрашивали: «Павел Александрович, еще водочки?». Шпрингфельд поднимал глаза и говорил: «Кофу хочу! Принесите кофу!». Официантки бежали для любимого артиста готовить «кофу». Это выражение надолго закрепилось за ним, как своеобразная кличка. В театре киноактера так и говорили: «Кофу пришел».
«Близнецы», «Гранатовый браслет», «Убийство на улице Данте», «Хозяин тайги», «Гусарская баллада», «Бег»… Всего в фильмографии Шпрингфельда 109 картин. Могло быть намного больше: актер отличался работоспособностью, кроме съемок в его графике всегда стояли концерты и встречи со зрителями…
Жизненный путь прервался внезапно. Сердечная недостаточность. До 60-летия актер с немецкой фамилией и русской душой не дожил трех месяцев, так и не увидев своей последней работы — роли гардеробщика с уголовным прошлым в картине «Джентльмены удачи».
Источники: Николаев, Сергей Евгеньевич Кофу хочу! // Сергей Николаев, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://vk.com/nar.art.sssr?w=wall710757251_36%2Fall.- (дата обращения: 20.01.2024);
Уланова, Татьяна Немец в доме Валентины Серовой. Кино и судьба Павла Шпрингфельда / Татьяна Уланова // Аргументы и факты, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://aif.ru/culture/person/nemec_v_dome_valentiny_serovoy_kino_i_sudba_pavla_shpringfelda.- (дата обращения: 20.01.2024)