Home » Новости » Мастер эпизода Павел Шпрингфельд, или «Кофу хочу!»

Мастер эпизода Павел Шпрингфельд, или «Кофу хочу!»

Не все вспомнят его труднопроизносимую фамилию Шпрингфельд, но большинство сразу узнает, когда увидит на экране. «Это же тот влюбленный чудак из фильма «Сердца четырех», – обычно говорят зрители. Да, Павел Александрович Шпрингфельд вошел в историю нашей культуры именно этой своей ролью, она принесла ему большую популярность и открыла его дарование для кинематографа. Артист много снимался. Это были вторые роли или чаще всего эпизоды, которые он с блеском исполнял.

Многие фразы, сказанные его героями, ушли в народ: «Она колючая, холодная, злая. Она очки с простыми стеклами носит» (Заварцев, «Сердца четырех»), «Шпионов целая семья» (Летье, «Гусарская баллада»), «Слабохарактерный я. Каждый день перед женой на коленях стою» (Дудка, «Стежки-дорожки»), «От чего умер ваш дядя? – Он вместо 15 капель Боткина, как прописал доктор, принял 16» (племянник усопшего, «Карусель»). Благодаря своей необычной внешности Шпрингфельд был нарасхват среди режиссеров. Каждый стремился пригласить к себе в картину этого удивительного артиста. И мало кто знает, что именно Павел Шпрингфельд первым воплотил образ героя бессмертного произведения Николая Островского «Как закалялась сталь», своего тезки – Павки Корчагина на сцене Московского центрального театра рабочей молодежи. Еще при жизни Островского возникла идея осуществить постановку его романа. Когда прикованный к постели писатель скончался (22 декабря 1936 г.), репетиции и сам спектакль посвятили его памяти.

После громкой премьеры театральная Москва обрела для себя очень способного молодого артиста с мощным драматическим зарядом. Сам Павел Александрович уже несколько лет служил в ТРАМе, куда пришел из театрального института, имея за плечами богатый опыт заводской самодеятельности. Вместе с рабочими пареньками и девушками («трамовцами», как они гордо себя называли) Шпрингфельд строил новый советский театр, являясь самым активным его участником. Он не только играл на сцене, но и занимался общественной работой, возглавлял комсомольскую ячейку театра. А учитывая, что в ТРАМе была одна комсомольская молодежь, актер оказался идеологическим начальником над всеми.

«Как закалялась сталь».» Московский ТРАМ.

ТРАМ переживал в те годы трудные времена, постановки не всегда были удачными, долгое время в театре не было своего режиссера. С приходом Ильи Судакова, а вместе с ним и знаменитых мхатовцев – Николая Горчакова, Алексея Грибова, Николая Баталова, репертуар ТРАМа стал более привлекательным для публики и соответствовал уровню государственного театра.

Надо сказать, что П.А. Шпрингфельд, при всех своих положительных качествах (а их у него было намного больше, чем отрицательных), был очень открытым для всех человеком, от этого никогда не отказывался от застолий, и, будучи комсомольским вожаком, часто шел на поводу у интриганов. В итоге он совершенно запустил комсомольские дела и дисциплину в театре.

В 1938 году Шпрингфельда с треском сняли с должности секретаря комсомольской организации театра – за аморальное поведение и разложение коллектива. Вскоре Павел и вовсе ушел из театра.

Но долго искать работу ему не пришлось. Многие именитые режиссеры видели с каким неподдельным энтузиазмом и вдохновением тот играл Павку Корчагина. Марк Донской предложил артисту роль Васьки Грачика в своем фильме о юности Максима Горького «Мои университеты». Название фильма стало символичным и в судьбе актера. Встреча с Донским и эти первые съемки в кино стали для Павла Александровича его университетами. Далее посыпались предложения со всех киностудий Советского Союза. Артист с упоением их принимал и снимался: сегодня в Москве, завтра в Одессе, через неделю на Финской границе…

Ложный донос, арест по обвинению в шпионаже и лагерь перечеркнули все планы артиста на пике карьеры и мужчины в расцвете сил. Существует версия, что репрессировали его еще в годы войны. Исключительно из-за немецкого происхождения актера. Приговор оказался слишком суров: 25 лет на лесоповале. Заступаться за осужденного было небезопасно. Это могли делать только очень уверенные в себе и влиятельные люди.

Поручиться за коллегу, ставшего другом, взялась Валентина Серова. Вместе с мужем — журналистом и поэтом Константином Симоновым (на двоих — семь Сталинских премий) — она добилась пересмотра дела Шпрингфельда. Какое-то время после освобождения актер даже жил в московской квартире супругов. Он всю жизнь помнил о том, что Серова сделала для него, и всячески пытался помогать ей во времена её невостребованности в театре и кино.

Во время Великой Отечественной войны Павел Александрович был эвакуирован в Алма-Ату, где его реже снимали. Партийные начальники часто ссылались на то, что у артиста немецкие корни, поэтому рекомендовали киностудиям не приглашать его на съемки.

Но Константин Юдин (режиссер фильма «Сердца четырех»), невзирая на запреты, в 1945 году позвал Павла в свой новый комедийный фильм «Близнецы». Незамысловатый водевиль и сейчас смотрится на одном дыхании.

В 1951 году Шпрингфельд исполнил роль надменного украинского деятеля Кулиша в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». После этой роли за артистом закрепилось амплуа отрицательного героя. Злодеи, шпионы, пропойцы… были сыграны артистом мастерски!

Порой мы забываем главных действующих лиц, и даже сам фильм, а вот яркий эпизод с блестящим актером помним долго.

Славу театрального артиста перекрыл кинематограф. Шпрингфельда узнавали на улице абсолютно все! И все чаще и чаще он стал выпивать в сомнительных компаниях. В итоге это переросло в серьезную болезнь.

Любимая красавица-жена, актриса Клавдия Хабарова, как могла поддерживала состояние здоровья мужа. Вместе они воспитывали дочь Евдокию (родилась в 1959 году). Перед сном Павел обычно читал Дусе сказки, брал жену и дочь на съемки, тем более если была возможность побыть на море.

Павел Александрович всегда был опрятен в быту. Его часто видели в ресторане Дома актера в сильном подпитии, но ухоженного, в красивом костюме и в бабочке. Молоденькие официантки подбегали к Шпрингфельду и спрашивали: «Павел Александрович, еще водочки?». Шпрингфельд поднимал глаза и говорил: «Кофу хочу! Принесите кофу!». Официантки бежали для любимого артиста готовить «кофу». Это выражение надолго закрепилось за ним, как своеобразная кличка. В театре киноактера так и говорили: «Кофу пришел».

«Близнецы», «Гранатовый браслет», «Убийство на улице Данте», «Хозяин тайги», «Гусарская баллада», «Бег»… Всего в фильмографии Шпрингфельда 109 картин. Могло быть намного больше: актер отличался работоспособностью, кроме съемок в его графике всегда стояли концерты и встречи со зрителями…

Жизненный путь прервался внезапно. Сердечная недостаточность. До 60-летия актер с немецкой фамилией и русской душой не дожил трех месяцев, так и не увидев своей последней работы — роли гардеробщика с уголовным прошлым в картине «Джентльмены удачи».

Источники: Николаев, Сергей Евгеньевич Кофу хочу! // Сергей Николаев, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://vk.com/nar.art.sssr?w=wall710757251_36%2Fall.- (дата обращения: 20.01.2024);

Уланова, Татьяна Немец в доме Валентины Серовой. Кино и судьба Павла Шпрингфельда / Татьяна Уланова // Аргументы и факты, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://aif.ru/culture/person/nemec_v_dome_valentiny_serovoy_kino_i_sudba_pavla_shpringfelda.- (дата обращения: 20.01.2024)

Афиша

13.05.2024. «Художественное убранство собора Св. Саввы в Белграде (Сербия) – встреча с художником-монументалистом Артемием Родионовым. МУ «ГЧМБ». 18:00

14.05.2024. «Живая планета Астафьева»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

14.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 10:00; 12:30; 16:00

17.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 12:30

18.05.2024. Акция #ХоббиОбмен (обмен материалами для творчества, рукоделия и хобби. Мастер-классы). МУ «ГЧМБ». 12:00-18:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика