Уильям Сьюард Берроуз родился 5 февраля 1914 года в Сент-Луисе в семье промышленников. Он был сыном состоятельных родителей, что не раз помогло ему выпутываться из жизненных передряг. Берроуз оканчивает факультет английской словесности в Гарварде, впрочем, не раз проклиная это заведение: «университет, бывший убогой подделкой под английский, заполонили выпускники закрытых средних учебных заведений, столь же убого-поддельных под английские частные школы. Я оказался в полной изоляции, так как никого здесь не знал, а замкнутая корпорация вышеупомянутых типов питала отвращение к чужакам» («Джанки»).
В 1937 году, после четырехлетних мучений Берроуз отправляется в путешествие по предвоенной Европе, находит ее «догнивающей» и опустившейся – «за баксы можно было купить большую часть населения Австрии» («Джанки»). Затем возвращается в Штаты, и, получая ежемесячно деньги из трастового фонда семьи, пробует себя в разных «романтичных» профессиях: детектива, бармена, дезинсектора и других.
В 1943 году журналист Люсьен Карр знакомит двадцатидевятилетнего Берроуза с двадцатилетним Джеком Керуаком и семнадцатилетним Алленом Гинзбергом. В то время молодые люди еще не представляли, что станут битниками.
Бит-поколение, битники – поколение «опоздавших» на войну молодых американцев. В разбогатевшей после Второй мировой войны Америке битники протестовали против карьерного и финансового успеха как смысла жизни. Они желали возврата к исконным американским ценностям – свободе самоопределения, поиску своего пути, отсутствию иерархии. «Разбитые», как назвал себя и своих друзей «король битников», писатель Джек Керуак, разбивали мещански-ограниченные принципы существования.
«И бегемоты сварились в своих бассейнах» – совместный роман Уильяма Берроуза и Джека Керуака об убийстве одного их друга другим, «убийстве, породившем бит-культуру». Неуемная и шумная жизнь битников показана здесь с двух ракурсов. Особые черты стиля Берроуза и Керуака причудливо сочетаются, превращая роман в гимн богемной жизни 1943-1944-х годов. «Роман оканчивается убийством, но это не конец, это лишь самое начало истории».
В этом романе Уильям Берроуз — не только автор, но и герой, причем автором он является только в половине эпизодов, а как герой действует во всех. Он — современник, исторический деятель, и отражающий, и отраженный. Излюбленные темы Берроуза – наркотики и гомосексуализм – в «Бегемотах…» почти не затронуты. И все-таки это Берроуз.
Потом будет путешествие по Южной Америке, героиновая зависимость, трагедия в семье… и книги, которые станут исповедью.
«Я вынужден с ужасом признать, что никогда не стал бы писателем, если бы не смерть Джоан. Смерть Джоан связала меня с захватчиком , с Мерзким Духом и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать» (Уильям Берроуз)
В 1954 году он создает свой прославленный «Голый завтрак», значимый роман второй половины ХХ века, отданный под суд за обвинения в непристойности, которое станет этапным для американской литературы XX века. Книга, которая возможно вывернет вас наизнанку — во всех смыслах, ибо человек там показан и снаружи, и изнутри. Это — самая известная книга писателя, но не лучший вариант для знакомства с его творчеством. Если вы начнете читать Берроуза с «Джанки» или «Бегемотов…», то впечатление будет иным. «Голый завтрак» может отбить у вас аппетит и всякое желание знакомиться с этим автором дальше.
Начиная с «Голого завтрака», Берроуз использует придуманную им технику «нарезок», из-за чего его поздние произведения так же малопонятны, как стихи дадаистов (на технике которых писатель и построил свой метод).
Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает то, что происходит вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личные впечатления, мысли и воспоминания; третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно, из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. Сам Берроуз писал о своей технике так: «Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка».
Уильяма Берроуза по праву можно назвать отцом американской психоделической литературы. Именно он открыл дорогу Карлосу Кастанеде и Хантеру Томпсону. В 1966 году над книгой Берроуза состоялся суд, но после двух судебных процессов ее оправдали и разрешили в США. Это положило конец литературной цензуре в стране. После «Голого завтрака» стало возможным публиковать всё.
Первую трилогию Берроуза, известную как The Nova Trilogy, составляют романы «Мягкая машина», «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс». В 1970-е годы появляется ещё два романа — «Дикие мальчики» и «Порт святых», однако Берроуз больше концентрируется на малых формах, пишет множество рассказов, часть из которых вошла в сборники «Дезинсектор!» (1973) и «The Burroughs File» (1984).
Крупнейшие произведения, написанные Берроузом в 80-е годы, снова образуют трилогию: это романы «Города красной ночи», «Пространство мёртвых дорог» и «Западные земли». Помимо этого, в 1986 году Берроуз написал автобиографическую новеллу «Кот внутри», которая часто признаётся одной из вершин его творчества; он продолжает писать рассказы, очерки. В 90-е годы также появляется последний роман писателя, сборник снов разных лет «Моё образование».
Авторству писателя принадлежит около двух десятков романов и более десяти сборников малой прозы. Его творчество оказало значительное влияние на современную поп-культуру, в особенности на литературу и музыку.
Источники: Уильям Берроуз (William Burroughs) // Лаборатория Фантастики : сайт, 2005-2024. — Текст : электронный. — URL: https://fantlab.ru/autor377. — (дата обращения: 04.02.2024);
Жучков, Владимир Уильям Берроуз. Человек, после которого можно все / Владимир Жучков // Pechorin.net, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://pechorin.net/articles/view/uil-iam-bierrouz-chieloviek-poslie-kotorogho-mozhno-vsie. — (дата обращения: 04.02.2024)