Home » Новости » Александр Птушко: «Моя съемочная площадка — Россия»

Александр Птушко: «Моя съемочная площадка — Россия»

Александр Лукич Птушко родился 19 апреля 1900 года в Луганске. С детства хорошо рисовал, но революция и военное время заставили его отложить творчество. Уже после Гражданской войны он перепробовал несколько профессий, обучался в институте народного хозяйства, но в конце 1920-х начал работать в мастерской Юрия Меркулова, который разрабатывал объемную анимацию. Здесь Птушко сделал свои первые мультфильмы в качестве режиссера и вообще серьезно увлекся анимацией.

Его фильмы были определенными вехами в отечественном кинематографе, будь то мультфильм «Властелин быта» (первый звуковой объемный мультфильм) или «Новый Гулливер».

В 1935 году состоялась премьера фильма Александра Птушко «Новый Гулливер». Первая в мировом кинематографе полнометражная картина, созданная средствами объёмной мультипликации, где анимированные персонажи взаимодействуют с живым актёром. Это был реальный прорыв, который впечатлял не меньше, чем шедевр Эйзенштейна. Советский пионер Петя, попавший в Лилипутию и ставший там тем самым «Новым Гулливером», настолько органично был вписан в мультипликационное действо, что это казалось фантастикой. Даже сейчас, в эпоху компьютерной графики, богатая мимика и характерность кукол-лилипутов, которых было сделано более полутора тысяч, выглядят вполне достойно. Не говоря уж о новых приёмах съёмки, которые впоследствии активно заимствовались на Западе. Благо, Птушко щедро делился секретами, в 1941 году выпустив книгу «Комбинированные и трюковые съемки», скоро ставшую классикой.  Уолт Дисней за два года до премьеры своей «Белоснежки» (1937) писал Александру Птушко: «Ради бога, приезжайте! Я предоставлю вам любую студию!» На что получил ответ: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съемочная площадка — Россия».

Еще до войны он начал снимать сказки по классическим сюжетам: первой стала картина «Буратино», в которой тоже была живая кукла. Ну а после войны Птушко развернулся: в его фильмах на основе сказок и современных книг появился цвет, они стали яркими и вошли в золотой фонд отечественного кино.

Фильм по уральским сказам Петра Бажова «Каменный цветок» (1946) и сегодня выглядит впечатляюще: он был цветным (сразу после войны!), в нём Птушко сумел передать богатство пещеры Хозяйки Медной горы (Тамара Макарова) и трудный путь Катеньки, невесты Данилы-мастера (Владимир Дружников), к своему суженому. Для Дружникова, одного из самых популярных актеров 1940-х, это была одна из первых ролей в кино. «Каменный цветок» получил приз за лучшую цветную картину на Каннском фестивале. Это был мировой триумф. Европейская пресса неистовствовала. Во Франции даже издали специальный выпуск журнала Enfin film, целиком посвящённый картине «Каменный цветок» и режиссёру A. Ptouuchko. Американская пресса хранила обиженное молчание.

В 1956 году А.Л. Птушко поставил новый эксперимент. «Илья Муромец» стал первым отечественным широкоформатным фильмом со стереозвуком. Эксперименты на этом не закончились: в фильме широко применялись различные приемы комбинированных съемок, позволивших, например, снять нашествие тугарской орды численностью в сто тысяч человек. Столько статистов, разумеется, у Птушко не было: обошлись зеркалами и множественной экспозицией, когда кадр «появляется» по частям. В роли Ильи Муромца снялся Борис Андреев.

А в 1961 Александр Птушко снял самую романтичную сказку о любви — «Алые паруса».

Кинофэнтезийной фильмы Птушко были популярны не только у советского зрителя, но и за рубежом. В Великобритании «Илья Муромец» вышел в прокат как «Былинный герой и чудище». А в 1962 году американский режиссер и продюсер Роджер Корман выпустил в прокат в США новую версию «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада» («The Magic Voyage of Sinbad»), сократив его до 79 минут, дублировав и поменяв имена персонажей и создателей фильма. Режиссером перемонтажа выступил никто иной как молодой Фрэнсис Форд Коппола.

В фильмах режиссера Птушко не было той гостеприимной, всеядной пестроты «Детского мира», что царил в сказках А. Роу. К его сокровищницам требовался увесистый эстетический ключ. Он оживлял цвета и композиции палеха в многофигурных широкоформатных планах «Сказки о царе Салтане» (1966) и выписывал титры «Каменного цветка» (1946) на фоне малахита. Он был чужой, этот колдун. Зато у него водились гомункулы, и потому его никак нельзя было пропускать. Гладиаторы в набедренных повязках, увековеченные в барельефах, вдруг начинали бренчать цепями и отрывали головы от пещерных стен, на которых были вырезаны — в «Руслане и Людмиле» (1972), спрыгивали под ударом скипетра с поручней трона царя Салтана каменные львы и птица Феникс вертела экзотической китайской головкой Лидии Вертинской — в «Садко» (1952). 

За вклад в развитие мультипликации (создание первого в мире полнометражного кукольного мультфильма) Птушко называли «советским Диснеем», за режиссуру фэнтезийных блокбастеров – «советским Питером Джексоном». На Родине Птушко считается киноклассиком: ему присуждались Сталинская премия первой степени (1947 год) и звание Народного артиста СССР (1969 год).

Источники: Васильев, Алексей Александр Птушко — Гомункулы и спруты / Алексей Васильев // Сеанс, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://seance.ru/articles/ptushko/. — (дата обращения: 18.04.2024);

Караев, Игорь Сказку сделать фильмом. Самые известные картины Александра Птушко / Игорь Караев // Аргументы и факты, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://aif.ru/culture/movie/skazku_sdelat_filmom_samye_izvestnye_kartiny_aleksandra_ptushko. — (дата обращения: 18.04.2024);

Афиша

29.04.2024. «Аделаида Котовщикова и ее книги»-библио-репортаж к 115-летию А.А. Котовщиковой (онлайн). Детский отдел.

День Победы:
03.05.2024. «Героев наших имена»-урок мужества и патриотизма. Макаровская сельская библиотека.
04.05.2024. «Был месяц май, был День Победы…» -книжно-иллюстративная выставка. Детский отдел.
06.05.2024. «Помним. Славим. Гордимся»-книжная выставка, беседа. Абонемент.
08.05.2024. «Песни и стихи Победы»- концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика