В 2020 году исполняется 190 лет со времени публикации романа «Красное и черное» Стендаля.
Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Именно к Карлу Х г-жа де Реналь соберется ехать, чтобы просить помилования для возлюбленного.
Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Берте был сыном сельского кузнеца. Он сумел устроиться гувернёром в состоятельную семью Мишу, откуда его через некоторое время уволили. После этого Берте удалось получить гувернёрскую работу в аристократической семье, где он завязал непозволительно близкие отношения с дочерью хозяина. Вновь последовало увольнение, и Берте решил, что причиной этого стала г-жа Мишу, его прежняя работодательница. Он решил покарать ее и выстрелил в г-жу Мишу в церкви. Его судили и публично казнили на площади. Стендаль написал в 1829 году роман под названием «Жюльен», который не сохранился, где Берте выступил в качестве прототипа главного героя. Однако был ещё один источник, о котором сам писатель рассказывал в своих «Прогулках по Риму». Некий рабочий-краснодеревщик по фамилии Лаффарг, человек исключительно гордый и честолюбивый, увлекался философией и литературой. У него случился роман с молодой девушкой, которая вскоре в оскорбительной манере разорвала отношения с Лаффаргом. Когда он попытался поговорить с ней, мать девушки обратилась с жалобой к прокурору. Лаффарг был оскорблён, к тому же его вызвали в полицию, где он услышал строгие предупреждения и угрозы в свой адрес. Придя в ярость от этих угроз, но главное — из-за предательства своей возлюбленной, он убил её и попытался покончить жизнь самоубийством. Эти две истории и легли в основу романа «Красное и черное». Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, переосмыслившего хроникальную историю. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.
Стендаль писал, что создал «не политический роман», а «философское повествование». Перед нами изображена Франция «такой, какой она является в 1830 году».
Стендалю удалось показать нарождение нового социального слоя людей, ищущих применения своим силам, но скованных сословными предрассудками французского общества. Психологическая основа их социальной активности — честолюбие, амбициозность, стремление проявить себя, желание завоевать место под солнцем любым (пусть даже и аморальным) путём.
Стендаль вводит в свой роман кружок ультрароялистов, плетущих международный заговор. Главный герой оказывается вовлечённым в этот заговор, и там он впервые понимает, что наконец-то достиг такого положения, когда может оказывать протекцию другим людям.
Как и для многих французов, Июльская революция стала потрясением для него. После неё Стендаль утверждал, что недалеко то время, когда «двести тысяч Жюльенов Сорелей, живущих во Франции», завоюют себе достойное место в обществе, как завоевал его унтер-офицер Ожеро, ставший генералом республиканской армии.
Роман получил широкую известность в последней трети XIX века как ключевой образчик-предшественник психологического реализма — направления, которое к тому времени стало преобладающим в европейской литературе. В 1874 году журнал «Отечественные записки» опубликовал первый перевод книги на русский язык, подготовленный А. Н. Плещеевым.