Илья Сергеевич Глазунов (1930-2017) — величайший художник современности, портретист и пейзажист, создатель монументальных исторических полотен, книжный иллюстратор, мастер театрально-декоративного искусства, художник-архитектор.
Илья Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье ученого-историка Сергея Федоровича и Ольги Константиновны Глазуновых. В 1942 году во время блокады Ленинграда родители и почти все ближайшие родственники Глазунова погибли, сам он был эвакуирован в Новгородскую область. Вернулся в Ленинград в 1944, поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. И. Е. Репина.
В 1956 году Илья Сергеевич стал лауреатом международного художественного конкурса в Праге за портрет участника Движения Сопротивления, чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика. В 1957 году состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве, где было представлено более восьмидесяти работ 26-летнего художника, а наплыв советской публики к Центральному дому работников искусств в Москве, к удивлению властей, пришлось сдерживать конной милицией. Для многих уже тогда стало очевидно, что в своем творчестве Глазунов вошел в противоречие с официальными идеологическими установками.
В институте Глазунову запретили представлять «Дороги войны» в качестве дипломной работы, указав, что картина о войне может быть только о победе. Художник был вынужден представить на защиту картину «Рождение теленка», написанную на первом курсе. В ней кое-кто узрел клевету на советское крестьянство, в итоге — три балла и вердикт экзаменаторов: распределение учителем черчения в провинцию. Не поддержал своего ученика и Б.В. Иогансон. Спас Илью Сергеевича писатель С.В. Михалков. Именно он помог получить семье Глазуновых московскую прописку и однокомнатную квартиру, а это значит — возможность трудоустройства и занятия творчеством, а не разгрузкой вагонов на вокзале.
С 1978 году преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1981 по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1986 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. В 2009 академии было присвоено имя Ильи Глазунова.
В 2004 году была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве. Глазунов является автором более трех тысяч произведений. Наиболее известные монументальные полотна художника – «Мистерия XX века» (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980).
Широко известен в России и за рубежом как портретист, создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков (Ш. де Голля, С. Альенде, И. Ганди, короля Швеции Карла XVI Густава, Ф. Феллини, Л. Брежнева, В. Распутина). Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.
Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова, Александра Блока и других русских писателей.
И.С. Глазунов был убежден, что для тех, кто хочет понять судьбу России, Достоевский становится спутником всей жизни. Художник читал и перечитывал его произведения и считал его «самым оптимистическим и светлым писателем мира». Художник проиллюстрировал все произведения великого писателя. Увидев его работы к Достоевскому, Лукино Висконти предложил ему совместно снять фильм «Белые ночи». Запрет Е. Фурцевой перечеркнул эту идею.
Именно в работе над иллюстрациями к произведениям Федора Михайловича (первым был роман «Идиот», иллюстрации к которому опубликовал журнал «Огонек») художник утвердился в своих представлениях о России, открыл для себя русскую тему, которая стала основной для его творчества. Создавая портреты Грушеньки, Алеши Карамазова, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, он отработал стилистические приемы и манеру письма, по которым сегодня мы узнаём Глазунова. И то, что им было создано за несколько лет работы над текстами, зритель, пришедший в залы его галереи, оценит не столько как иллюстрации и дополнения к тексту, сколько как самостоятельные произведения. Иллюстрации Глазунова — новая изобразительная реальность, в которой художник стремится показать собственное прочтение истории, национальной ментальности.
«Велика ответственность художника перед людьми, перед нацией, перед человечеством. Думая о смысле творчества и задачах искусства, я сделал для себя вывод, что главное в искусстве — это личное отношение художника к миру, — говорит И.С. Глазунов и добавляет, — Без прошлого нет будущего, без традиций нет свободы».
Источники: Неразгаданный художник. О творчестве Ильи Глазунова // Фома. — 2009. — № 11 (79);
Кот, Юрий Художник Илья Глазунов: «Я верю в третий путь России» // Юрий Кот, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://dzen.ru/a/ZIP1MIXDZU5VrLqY. — (дата обращения: 10.06.2023)