Поль Верлен родился в 1844 году. Он рос болезненным ребёнком. Некоторые даже находили сходство с мертвецом, когда видели его спящим в люльке. Детские годы Верлен считал лучшим временем своей жизни. Из-за службы отца семья часто переезжала. Поль к семи годам успел объехать весь юг Франции: полюбоваться буйной рекой Рона, испугаться процессии «кающихся» в Монпелье, отпраздновать провозглашение республики в городке Ниме и впервые спеть гимн французского народа — «Марсельезу».
В 1851 году семья Верлен перебралась в предместье Парижа — Батиньоль. Сначала Поль столицу не оценил. «По правде говоря, первыми моими впечатлениями от Парижа были уродство, грязь и сырость. И затхлая атмосфера, ведь ноздри мои привыкли к сильным и простым запахам лотарингского востока, к целебным ветрам города в виде шахматной доски», — писал он. Но уже скоро мальчик понял, что и в таком большом городе есть место солнечным бульварам и улыбчивым прохожим.
Однако юного Поля окружающая действительность не интересовала, он витал в облаках. Чтобы выразить чувства, стал писать стихи, такие же мрачные, как и его мироощущение. Поэзия стала единственным способом рассказать о желании сбежать из этой жизни в другую, более справедливую, туда, где возможно счастье. Первым произведением, которое Верлен осмелился отправить своему кумиру Виктору Гюго, была поэма «Смерть», правда, писатель ему не ответил.
Юного поэта всё чаще видели среди других начинающих литераторов в кафе Латинского квартала. Поль читает свои ранние стихи товарищам по Парнасской школе — Вилье де Лиль-Адану, Анатолю Франсу, Стефану Малларме. Те приходят в восторг, прочат ему громкое будущее. Именно в это время Верлен понимает, что хочет связать жизнь с поэзией.
На него сильно влияли «суровая насыщенность» бодлеровских «Цветов зла» и романтизм «Филомелы» Глатиньи. Эти книги Поль читал перед сном, чтобы утром написать что-то настолько же трагичное. В 1863 году в журнале «Обозрение прогресса» публикуют первый сонет Верлена «Господин Прюдом» — текст о дельце-семьянине, который пытается удачно выдать дочь замуж.
В эти же годы выходят первые сборники стихов — «Изысканные праздники» и «Сатурничные поэзии». Широкая публика их не заметила, зато от профессионального сообщества Поль получил одобрение.
ПОСВЯЩЕНЬЕ Ты знаешь, мудрецы с издавних пор мечтали (Хотя задача их разрешена едва ли) На языке небес прочесть судьбу людей И связь у каждого найти с звездой своей, Насмешки злобные в ответ им раздавались, Хоть часто те смешны бывали, кто смеялись!.. Но тайна страшная пленила разум мой, Я знаю, кто рожден под вещею звездой Сатурна желтого, столь чтимого волхвами, Тому Судьба грозит несчетными скорбями: Смутится дух его тревожною мечтой, Бессильный разум в нем замолкнет пред судьбой, И ядовитою, горячею волною Польется кровь его кипящею струею); Тоскуя, отлетит на небо Идеал, И повелит Судьба, чтоб вечно он страдал, Чтоб даже умер он, терзаясь бесконечно (Ведь можно допустить, что здесь ничто не вечно), Тому влияньем чар от века предрекла, Увы, всю жизнь Судьба, безжалостна и зла.
Жизнь Поля Верлена кардинально меняется, когда начинающий поэт Артюр Рембо присылает ему как кумиру стихотворения. Тот приходит в восторг и даже приглашает юношу в Париж, где они сходятся очень близко, много путешествуют, занимаются творчеством, оставляя за собой скандальный шлейф.
Через три года кочевой жизни отношения Поля и Рембо портятся. Одна из ссор заканчивается стрельбой, за что Поль проведёт два года в заключении. Из тюрьмы 33-летнего поэта встретит только старушка-мать — жена к тому времени подаст на развод и начнет писать мемуары о жизни с «тираном».
В последние десятилетия жизни Верлен выпустил множество поэтических сборников, серию статей «Проклятые поэты» о других литераторах (Тристане Корбьере, Стефане Малларме и Артюре Рембо), которых посчитает обделенными вниманием публики. Его начали чтить как одного из основателей символизма и импрессионизма и в 1894-м даже избрали «принцем поэтов».
Поль Верлен скончался в 1896 году. Его похоронили за государственные счет — несмотря на многочисленные публикации, поэт бедствовал. Проводить «принца поэтов» пришли тысячи человек.
Источники: Мурашкинцева, Елена Давидовна Верлен. Рембо / Е. Д. Мурашкинцева. — М. : ОЛМА-Пресс, 2001. — 349, [2] с.
Верлен, Поль Исповедь : [автобиографическая проза, художественная проза] / Поль Верлен ; [пер. с фр. М. Квятковской и др.]. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. — 476, [2] с.; Филиппова, Анастасия Поль Верлен: принц пера и бутылки / А. Филиппова Текст [электронный ресурс] // Дилетант, 2016. — точка доступа: https://diletant.media/articles/28492166/. — (дата обращения 29.03.21)