Самое известное станковое произведение итальянца Доменико Гирландайо, входящее в золотой фонд эпохи Возрождения. Однако современники Гирландайо не сумели по достоинству оценить творение мастера: Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний», хоть и считал Доменико одним из самых выдающихся живописцев Флоренции XV века, об этом полотне не сообщил ничего. «Старик откровенно некрасив» – с этих слов начинается чуть ли не каждое описание картины. Язык Ренессанса предполагал, что нравственность, высокие моральные стандарты, красота души и прочая духовность присущи лишь внешне привлекательным (по меркам эпохи) людям. Поэтому непонятно, как в период Кватроченто мог родиться столь реалистичный и в то же время человечный портрет.
Первое появление картины в информационном пространстве датируется 1866 годом – доску тогда приобрел Лувр. А в 1880 году берлинский Музей Боде отказался перекупить полотно из-за его ужасного состояния. Хозяева картины относились к ней с явным пренебрежением и надлежащих условий хранения не обеспечили.
Полноценную реставрацию провели только в 1996 году, и с тех пор «Портрет дедушки с внуком» — must-see для ценителей портрета эпохи ренессанса.
На картине художник запечатлел сидящего у окна седого мужчину, который держит на коленях белокурого мальчика. Мягкая, доброжелательная улыбка деда и внимательный, доверчивый взгляд ребенка передают ощущение их взаимной привязанности друг к другу. В то же время детский нежный профиль с изящным носиком и приоткрытым маленьким ртом резко контрастирует с реалистичным изображением старого некрасивого лица: свет, льющийся из окна, безжалостен к седине, бородавке на лбу, морщинам вокруг глаз и, конечно, носу, обезображенному ринофимой (хроническим заболеванием кожи носа, причины возникновения которого до сих пор до конца не изучены).
Идеализированный пейзаж за окном имеет символическое значение: извилистая река петляет, как человеческая жизнь, и путь этот, пролегая мимо церкви, стремится к далеким вершинам. Задний план решен в холодных тонах (зелено-голубая гамма пейзажа, серая стена), что делает алый цвет одеяния старика и шапочки ребенка, а также насыщенный вишневый цвет камзола более яркими.
Утверждается, что запечатленный на картине старик существовал в реальности: сохранился даже рисунок, который находится сейчас в коллекции Национального музея Швеции.
На медальоне мы видим голову старика с закрытыми глазами: очевидно, он изображен на смертном одре. Некоторые искусствоведы считают, что и «Старик с внуком» является посмертным портретом, заказанным членами его семьи. Существует также мнение, что ребенок лишь плод фантазии художника: он нужен, чтобы придать сцене пронзительность и подчеркнуть доброту и величие души умершего родственника.
Как бы то ни было, эти предположения не умаляют непревзойденного мастерства Гирландайо и его умения передать внутреннюю человеческую красоту, озаряемую любовью.
Источники: Котельникова, Анна «Портрет старика с внуком»: Текст [электронный ресурс] / Анна Котельникова //Артхив, 2021. — Режим доступа: Доменико Гирландайо — Портрет старика с внуком: Описание произведения | Артхив (artchive.ru). — (дата обращения: 15.07.21)
Акне розацеа. «Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо: Текст [электронный ресурс] //Ильинская больница, 2021. — Режим доступа: Ильинская больница — современный амбулаторно-госпитальный центр :: Акне розацеа. «Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо (ihospital.ru). — (дата обращения: 15.07.21)