31 августа 1870 года в Италии родилась девочка, которой суждено было стать первой женщиной, получившей профессию врача. В мировой истории Мария Монтессори оставила след в первую очередь как создатель педагогической системы, основной постулат которой – «Помоги мне сделать это самому».
В знатной аристократической семье Монтессори-Стоппани практически все её члены славились прогрессивными взглядами и свободомыслием. Уже в первые же месяцы обучения Мария продемонстрировала необычайную глубину ума и способность схватывать всё на лету. Её любимым предметом была математика: задачи по арифметике она решала даже на спектаклях в театре.
Однако в 12 лет она впервые столкнулась с тем, что женщины в Италии — существа второго сорта: при попытке поступить в гимназию она узнала, что туда берут только мальчиков. Переломить систему получилось только благодаря влиянию родителей.
В 1890 году двадцатилетняя Мария поступила на факультет математики и естественных наук Римского Университета. В это же время её увлекла медицина, Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу: на медицинский факультет девушек не брали. Несмотря на это она добилась своего, закончила обучение медицине и стала первой женщиной-врачом в истории Италии.
С 1896 года, после защиты диссертации по психиатрии, стала заниматься практикой в клинике. В это время она не только начала задумываться о специальной системе обучения для особенных детей, но и встретила человека, которому отдала своё сердце. Им стал коллега Марии, врач Джузеппе Монтессано. Мать Джузеппе, герцогиня по происхождению, категорически воспротивилась браку двух влюблённых. Мария, с ее удивительной и совершенно невозможной для того времени историей жизни, никак не соответствовала образу «хорошей жены», не вписывалась в пуританские устои. В такой ситуации Мария и рожает в 1898 году сына Марио. Молодые родители отдали мальчика на воспитание в простую семью, как было заведено в то время в случае появления на свет ребёнка вне брака. До 15 лет Марио жил отдельно от матери, воспитывался в деревне, вдали от городской публики, охочей до сплетен.
Мария плодотворно занималась наукой, проповедуя идеи гуманизма и просвещения, и создала свою первую школу для сложных детей — «Дом ребёнка». Через 15 лет после рождения сына она наконец получила возможность забрать его к себе. Марио не держал обиды на мать и стал её соратником. Он взял на себя организационные моменты деятельности Марии. Вместе они сделали многое для мирового образования: организовывали семинары и курсы, выступали на конференциях, занимались практической деятельностью, открывали школы.
Монтессори начинала работать с умственно отсталыми детьми: пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, мелкую моторику. В дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую.
Каковы же основные принципы системы, которая так запала в душу людям? Они довольно просты: ребенок должен иметь выбор, чем он хочет заниматься, развивать самостоятельность и ответственность. Но искать ответы на свои вопросы в себе, учиться чувствовать свои потребности и склонности. Взрослый может помогать, но ни в коем случае не направлять и не давить.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — “помоги мне это сделать самому”.
Пришли и тяжелые времена. Во время Второй Мировой войны Мария отказывалась вводить в школах уроки, которые были связаны с идеологией фашизма. За это она подвергалась преследованиям, вместе с сыном какое-то время жила в Индии, где нашла новое вдохновение для развития системы.
Вернувшись в Европу после войны, она уже до конца жизни жила в Нидерландах.
У Монтессори много последователей, ее система до сих пор интересна людям, а неоднозначность личности только подогревает интерес.
Источник: Карташова, Мария Мама Мария Монтессори и её дети: Текст [электронный ресурс] // Сибмама: сибирский семейный сайт, 2018. — Режим доступа: https://sibmama.ru/ZM-8.htm. — (дата обращения: 30.08.21);
Занятия по системе Марии Монтессори: Текст [электронный ресурс] // Азбука воспитания: статьи о православном воспитании детей, 2021. — Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/zanyatiya-po-sisteme-marii-montessori. — (дата обращения: 30.08.21);
История Марии Монтессори — гениального педагога, которая бросила своего сына: Текст [электронный ресурс] // ADME. Культура, 2021. — Режим доступа: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/istoriya-marii-montessori-genialnogo-pedagoga-kotoraya-brosila-svoego-syna-2500265/. — (дата обращения: 30.08.21).