Home » Новости » Заметки о Исааке Бабеле

Заметки о Исааке Бабеле

13 июля 1894 года родился Исаак Бабель – известный писатель, сценарист, драматург, переводчик, журналист, военный корреспондент.

Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940)

Исаак Бабель так стремительно взлетел на литературном поприще, что даже у самых известных критиков не возникало сомнений по поводу его гениальности и блестящего будущего. Однако они даже и представить не могли, настолько оно будет трагическим. Его лучшие произведения – «Конармия» и «Одесские рассказы» вышли в 20-х годах и, по мнению коллег, представляли собой лучшие образцы европейской литературы. Критики называли их острыми, как спирт, и цветистыми, как драгоценные камни. А все от того, что в них описана реальная жизнь, сложная и противоречивая, романтичная и жестокая, ошеломившая писателя, так как полностью противоречила его жизненным и культурным идеалам.

От Исаака Бабеля осталось мало бумаг — весь его архив (рукописи неокончен­ных произведений, записные книжки, письма, фотографии) был конфискован и не найден по сей день. Чудом уцелел дневник, который Бабель вел с июня по сентябрь 1920 года, сопровождая Первую Конную армию Буденного в Вос­точной Польше в качестве военного корреспондента. Дневник хранился у киев­ских зна­комых Бабеля, которые только в 1950-х годах переслали тетрадь его вдове Антонине Пирожковой. Она же собрала и издала уцелевшие письма И. Бабеля к редак­торам журналов и газет, друзьям, знакомым, матери, сестре, а также его быв­шей гражданской жене Тамаре Кашириной. Писем могло бы остаться гораздо больше, но многие адресаты уничтожили их ради собственной безопасности после того, как Бабель был арестован. Текст дневника Пирожкова расшифро­вала с большим трудом — Исаак Бабель писал многие слова сокращенно, на фран­цузском языке, на немецком, на идише или иврите. Эти записи не пред­назна­чались для публика­ции — в них писатель фиксирует свои под­лин­ные впечат­ления о разрушениях войны, антисемитиз­ме, жестокости, наси­лии и мародер­стве. Позднее Бабель, почти не меняя фамилии действую­щих лиц и используя реальные эпизоды и диалоги, но существенно сгладив и худо­жественно пере­работав их, превратил эти впечатления в первый герои­ческий эпос революции — сборник «Конармия» (1926).

О еврействе и погромах

«Житомирский погром, устроенный поляками, потом, конечно, каза­ками.
     После появления наших передовых частей поляки вошли в город на 3 дня, еврейский погром, резали бороды, это обычно, собрали на рынке 45 евреев, отвели в помещение скотобойни, истязания, резали языки, вопли на всю площадь. Подожгли 6 домов, дом Конюховского на Кафедральной — осматриваю, кто спасал — из пулеметов, дворника, на руки которому мать сбросила из горящего окна младенца — прико­лоли, ксендз   приставил к задней стене лестницу, таким способом спасались.
     Заходит суббота, от тестя идем к цадику  . Имени не разобрал. Потря­сающая для меня картина, хотя совершенно ясно видно умирание и полный декаданс.
     Сам цадик — его широкоплечая, тощая фигурка. Сын — благородный мальчик в капотике, видны мещанские, но просторные комнаты. Все чинно, жена — обыкновенная еврейка, даже типа модерн.
     Лица старых евреев.
     Разговоры в углу о дороговизне.
     Я путаюсь в молитвеннике. Подольский поправляет.
     Вместо свечи — коптилка.
     Я счастлив, огромные лица, горбатые носы, черные с проседью бороды, о многом думаю, до свиданья, мертвецы. Лицо цадика, никелевое пенсне:
     — Откуда вы, молодой человек?
     — Из Одессы.
     — Как там живут?
     — Там люди живы.
     — А здесь ужас.
     Короткий разговор.
     Ухожу потрясенный». Конармейский дневник 1920 года. 3 июня

Отношения с собственным еврейством у Бабеля были сложные. «Я не выбирал себе национальнос­ти, — вспоминает его слова Константин Паустов­ский. — Я еврей, жид. Временами мне кажется, что я могу понять все. Но одного я ни­когда не пойму — причину той черной подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом». 

О жестокости

«Поле сражения, встречаю начдива, где штаб, потеряли Жолнаркевича. Начинается бой, артиллерия кроет, недалеко разрывы, грозный час, решительный бой — остановим польское наступление или нет, Буденный Колесникову и Гришину — расстреляю, они уходят бледные пешком.
     До этого — страшное поле, усеянное порубленными, нечеловеческая жестокость, невероятные раны, проломленные черепа, молодые белые нагие тела сверкают на солнце, разбросанные записные книжки, листки, солдатские книжки. Евангелия, тела в жите». Конармейский дневник 1920 года. 3 августа

О женщинах в Красной армии

О женщинах в Конармии можно написать том. Эскадроны в бой, пыль, грохот, обнажен­ные шашки, неистовая ругань, они с задрав­ши­­мися юбками скачут впереди, пыльные, толстогрудые, все *****, но то­ва­­рищи, и ***** потому, что товарищи, это самое важное, обслужива­ют всем, чем могут, героини, и тут же презрение к ним, поят коней, тащат сено, чинят сбрую, крадут в костелах вещи и у населения… «Шапку долой перед сестра­ми! — призывает Бабель в заключе­ние. — Бойцы и командиры, уважайте сестер. Надо, наконец, сделать различие между обозными феями, позорящими нашу армию, и муче­ницами-сестрами, украшающими ее». Конармейский дневник 1920 года. 18 августа

О любви к лошадям

«Я понял — что такое лошадь для казака и кавалериста.
     Спешенные всадники на пыльных горячих дорогах, седла в руках, спят как убитые на чужих подводах, везде гниют лошади, разговоры только о лошадях, обычай мены, азарт, лошади-мученики, лошади-страдальцы, об них — эпопея, сам проникся этим чувством — каждый переход больно за лошадь». Конармейский дневник 1920 года. 18 августа

Создатель литературной Одессы

Не Одесса создала Бабеля, а Бабель создал Одессу. Интонации его рассказов стали образцом одесского языка, его юмор до сих пор смешит любого русскоязычного человека, где бы он ни жил. Жванецкий, Карцев, Урсуляк в «Ликвидации» — все они лишь пользуются тем образом Одессы, который создал Бабель.

С Бабелем в русскую литературу впервые пришло солнце. В «Одесских рассказах» это слово встречается больше 20 раз, притом в самых необычных метафорах: «Cолнце встало над его головой как часовой с ружьем», «Солнце свисало с неба как розовый язык жаждущей собак», «Вино, пахнущее солнцем и клопами».

Пряный поток жизни и особый язык

Привыкший к серому небу и безрадостному самокопанию русский читатель вдруг оказался в тучном солнечном краю «среди винограда, обильной пищи и любовного пота». В рассказах Бабеля все пряно, полно, ярко. «Сладко воняющее человеческое мясо», слюни сосущего грудь младенца, крайняя плоть еврейского малыша, соленые и липкие кровь и пот — все у Бабеля сливается в единый пряный поток жизни.

Сам автор этих текстов признавался, что он вовсе не таков. «На глазах у вас очки, а в душе осень», — упрекают его собственные герои. Бабель писал, что хочет стать «русским Мопассаном»: автором не длинных нравоучительных романов, которыми столь богата наша литература, а коротких и динамичных новелл о полноте и сладости жизни. Писатель блестяще знал французский язык и именно в нем черпал красоту и динамичность фразы.

Источники: Бабицкая, Варвара 10 цитат из писем и дневников Исаака Бабеля: Текст [электронный ресурс] / Варвара Бабицкая // Еврейский музей и центр толерантности, 2002. — Режим доступа: https://arzamas.academy/materials, 2002. — (дата обращения: 12.07.22);

Иванова, Алёна Бабелю 125 лет. «Одесские рассказы», «Конармия», биография писателя: Текст [электронный ресурс] / Алёна Иванова // Anews. 2019. — Режим доступа: https://anews.com/novosti/113527863-babelju-125-let-odesskie-rasskazy-konarmija-biografija-pisatelja.html. — (дата обращения: 12.07.22)


Афиша

23.04.2024. «Уильям Шекспир навсегда!»-книжно-иллюстративная выставка к 460-летию У. Шекспира. Детский отдел.

125 лет со дня рождения В. Набокова:
22.04.2024. «Не только «Лолита»»-онлайн-викторина. МУ «ГЧМБ»
24.04.2024. «Тень русской ветки»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

24.04.2024. «Мистика Гоголя»-викторина. МУ «ГЧМБ».18:00

26.04.2024. «Путешествие с лягушкой»-мероприятие. Детский отдел. 10:00

26.04.2024. Диктант Победы. МУ «ГЧМБ». 12:00

26.04.2024. «Победа Весны»-музыкальный концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

29.04.2024. «Аделаида Котовщикова и ее книги»-библио-репортаж к 115-летию А.А. Котовщиковой (онлайн). Детский отдел.

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Яндекс.Метрика