Вера Фёдоровна Панова родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда ей шёл шестой год, утонул в Дону отец, и семья осталась без средств к существованию. В бедности и нужде прошли детские годы писательницы, поэтому серьёзного и фундаментального образования Вере получить не удалось. Однако девочка рано выучилась читать и с упоением глотала книги одну за другой. Уже в детстве она решила, что обязательно станет писателем (кстати, она так и писала о себе в автобиографических эссе «говорила: хочу быть писательницей и буду!»).
В семнадцать лет Вера Фёдоровна поступила работать в редакцию газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится её основной и любимой профессией. А наиболее яркие впечатления молодости связаны с именами: А. Фадеева, М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина – все они бывали в её родном городе, Ростове-на-Дону. Панова принимала активное участие в детских изданиях: газете «Ленинские внучата», журналах «Костёр» и «Горн».
Но детской писательницей она так и не стала, хотя очень хорошо понимала детей. Книги Веры Пановой, такие как «Валя», «Володя», «Конспект романа», «Мальчик и девочка», «Про Митю и Настю», «Серёжа», читаемы и любимы подростками и детьми.
После вызволения Полтавщины из оккупации, где вся семья жила в деревне, беженка с детьми и матерью оказалась в эвакуации на Северном Урале. Все свое детство, отрочество, юность и молодые годы она стирала, убирала, добывала и готовила пищу. И всю сознательную жизнь придумывала, как расскажет об этом, как напишет книги, где будут все, с кем она росла и выросла и жила бок о бок. Но не оттого ли так драматичны ее книги, не оттого ли почти все они нашли свое воплощение на сцене или в кино?.. Все герои были пронесены через сердце, через судьбу.
В декабре 1944 года Пановой предложили отправиться на военно-санитарном поезде №312 на фронт, чтобы написать брошюру о работе военных медиков, и она совершила с ним четыре рейса за ранеными. Брошюра не вышла в свет в связи с ненадобностью по окончании войны, но на этом опыте у Пановой созрел план новой повести «Санитарный поезд» («Спутники»).
Военные годы закалили, а всё накопленное памятью сердца вылилось в замечательные произведения – повесть «Спутники» и роман «Кружилиха», которые были отмечены Государственными премиями СССР в 1947-1948 годах. Уже став известным писателем после окончания войны В.Ф. Панова переезжает в Ленинград, с этим городом будут связаны десятилетия насыщенной литературной деятельности.
Самая известная вневременная повесть — «Серёжа» — впервые была опубликована в журнале «Новый мир» в 1955 году. Эта трогательная история шестилетнего мальчика, его жизнь, переживания, ежедневные открытия. «Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя», – писал Пановой после прочтения повести Корней Чуковский.
В 1958 году вышел лиричный «Сентиментальный роман», написанный по воспоминаниям юности в Ростове о молодёжи 1920-х годов, атмосфере тех времён, жизни в коммунах и первых влюблённостях. В том же году советская общественность осуждала за грубую идеологическую ошибку Бориса Пастернака, и Вера Панова вынуждена была участвовать в этой кампании: она ругала поэта, которого любила, читала. Это было действо для самосохранения, которое, по словам историка и журналиста Льва Лурье, она себе никогда не простила.
Очень непохожа на остальные произведения роман-сказка «Который час?» впервые опубликована только через восемь лет после смерти автора (в 1981 году в журнале «Новый мир», № 91). Жизнь вымышленного города полностью зависит от часов на башне ратуши. Когда часы пошли назад, вернулись средневековые болезни — бубонная чума и чёрная оспа, а власть в городе захватили установившие фашистскую диктатуру сумасшедшие. «Кто может править, когда время сошло с ума? Только сумасшедший!»
Дмитрий Быков так характеризует эту сказку:
«…если уж перебирать советскую крамольную фантастику, то самая удачная сказка на эту тему (её почти никто не читал, но я вам её очень рекомендую, вы легко её найдёте) — это повесть Веры Пановой «Который час?», точнее, роман-сказка. … Это самое точное исследование фашизма, связей фашизма с интеллектуальной деградацией».
Вера Панова была не только ярким и талантливым писателем, но и большим поклонником театра, для которого много и плодотворно работала. Пьесы Пановой ставили в разные годы выдающиеся театральные режиссёры, в том числе Г.А. Товстоногов. А ещё она увлечённо сотрудничала с киностудиями Москвы и Ленинграда. Мир кино стал её миром. В 1960 году на Международном кинофестивале в Карловых Варах советский фильм «Серёжа» получил главную премию – Хрустальный Глобус. «В начале 60-х годов Панова в зените славы. Её книги переводят, пьесы экранизируют, читатели ее боготворят, молодые писатели, для которых она признанный мэтр, просят напутствия в большую литературу. Сама Вера Панова чувствует, что не успела сказать ещё что-то очень важное. Постепенно она приходит к исторической прозе» — так писал Станислав Гусев, литературный секретарь В. Пановой в 70-х годах. Неожиданными для читателей стали написанные ею замечательные исторические повести о Древней Руси («Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии») и рассказы о Смутном времени («Гибель династии», «Чёрный день Василия Шуйского» и другие). Талант Веры Пановой был многогранен.
Летом 1967 года сказалось рабочее переутомление писательницы, и у неё случился тяжёлый инсульт, лишивший её возможности ходить и владеть левой рукой. Последние свои работы она в основном надиктовывала. За этот период она успела оставить свои мемуары, включающие конспекты нескольких незаконченных вещей. В советское время эти мемуарные книги выходили с большими купюрами, которые частично восстановлены в 1989 и полностью восстановить которые удалось лишь в издании 2005 году. Цензоры изъяли из текста воспоминаний В.Ф. Пановой все рассуждения о вере, а также эпизоды, связанные со вторым репрессированным мужем и третьим мужем, оказавшемся в оппозиции к властям.
Умерла Вера Фёдоровна Панова 3 марта 1973 года в Ленинграде. Отпевали её в Никольском морском соборе, а потом похоронили по православному обряду — таково было её завещание. Она упокоилась на кладбище в Комарово под Ленинградом.
Уже после смерти писательницы вышли и её мемуары, и исторический цикл «Смута», а позже — роман «Который час?» и биография пророка Мухаммеда, написанная совместно с младшим сыном.
Также в памяти читателей Вера Панова осталась как персонаж историй Сергея Довлатова. Лев Лурье: «Довлатов прекрасно знал Панову. В конце 60-х он работал у неё литературным секретарем. Со страниц прозы Довлатова Панова предстает воплощением абсолютной нормы. О ней не было сказано ни одного дурного слова. Она единственный положительный персонаж в прозе Довлатова. Такой уж она была человек».
Источники: Панова, Вера Федоровна Моё и только моё : о моей жизни, книгах и читателях / Вера Панова. — Санкт-Петербург: Изд-во журн. «Звезда», 2005 (ГИПК Лениздат). — 351 с., [9] л. ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-94214-068-5 (в пер.);
Багирова, Ляман Дорогая «пятерка». Чем восхищает писательница Вера Панова / Ляман Багирова // Школа Жизни, 2019. — Текст : электронный. — URL: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/97365/. — (дата обращения: 19.03.2023);
Писатель, точно знающий, что такое любовь (к 110-летию со дня рождения В.Ф. Пановой) // Центральная система детских библиотек города Рязани, 2015. — Текст : электронный. — URL: http://csdb62.ru/blog/yubilei-pisatelej/:5174. — (дата обращения: 19.03.2023);
Вера Панова // Лаборатория Фантастики : сайт, 2005-2023. — Текст : электронный. — URL: https://fantlab.ru/autor23074. — (дата обращения: 19.03.2023)