Home » Новости » Автор народного эпоса Элиас Лённрот

Автор народного эпоса Элиас Лённрот

Элиас Лённрот (Elias Lönnrot) родился 9 апреля 1802 года в деревушке Самматти Южной Финляндии, находящейся в то время под эгидой Шведской короны. Трудное детство в бедной семье портного из провинции закалило его характер и привило ему любовь к знаниям и к упорному труду. Он не мог получить систематического образования в детстве, многое ему приходилось учить самому, например, он практически самостоятельно овладел шведским и латынью.

Затем Элиас Леннрот закончил философский, а позднее и медицинский факультеты университета в Або. Отпуска он проводил в научных экспедициях по стране, собирая руны —  осколки будущего великого карело-финского эпоса. Конечно же, Леннрот не был первопроходцем в деле собирания фольклора в Финляндии, и не ему первому пришла в голову мысль о том, что все подобные песни идут словно от одного источника, и потому логично было бы собрать их вместе. Но именно он сумел воплотить эту идею в жизнь, попутно оставив заметки в виде путевых дневников – о быте и обычаях финнов, о своих встречах с рунопевцами. Эти экспедиции требовали от него огромной самоотдачи: стесненный в средствах, особенно поначалу, пока Финское литературное общество не стало его поддерживать, он мог позволить себе самые скромные дорожные расходы. Всего в поисках новых рун он совершил 11 путешествий по Карелии и Финляндии. Он побывал и на севере Карелии и на юге, посетил Валаам, Петрозаводск, Сортавала и многие другие поселения Республики. В общей сложности Элиас Лённрот посвятил этой работе 20 лет своей жизни: «С сумкой за плечами, в которой были сложены его бумаги, с трубкой в зубах и флейтой, торчавшей из-за петлицы, двигался неведомый доктор, опираясь на палку. Ни дремучие леса, ни быстрые реки, ни болотная топь — ничто не могло его удержать: в глуши, где до него, быть может, не ступала человеческая нога, прокладывал Лённрот дорогу на лыжах или вплавь, на оленях или на плоту», — так описывает путешествия ученого его русский биограф Владимир Гордевский.

Первый сборник, так называемая «Пра-Калевала», была написана в 1833 году, для неё он отобрал 12 078 стихов. Большинство из них он записал на карельской земле, за известными рунопевцами Мартиской Карьялайнен, Юркой Кеттуненом и Архиппом Перттуненом. Последний, прозванный «королем рунопевцев», обогатил коллекцию собирателя на 4100 строк. Рукопись уже были готовы напечатать, но пятая экспедиция Леннрота была настолько удачна, что Леннрот попросил отложить выход в свет произведения, чтобы доработать поэму.

В 1835 году «Калевала» наконец  была опубликована и имела большой успех. Итоговый сборник состоял из 32 рун. Благодаря ней возникла мода на изучение быта и культуры карельских деревень и их жителей. Так появились новые фольклорные памятники, обогатилась история нашего края.

Главные герои «Калевалы»

Повествование начинается с сотворения земли, неба, светил и рождения Вяйнямёйнена, главного героя карелов. Калевала — это страна, в которой проживают герои эпоса. Другая страна — Похьёла — страна Севера, здесь властвует Старуха Лоухи со своей свитой колдунов-чародеев. Другие герои «Калевалы» — это кузнец Ильмаринен, богатыри Лемминкяйнен и Куллерво.
Важно отметить, что финский эпос — один из самых миролюбивых в истории. Пока древнегреческие боги проявляют отъявленную жестокость, а богатырям других европейских сказаний достаются самые кровожадные неприятели, в «Калевале» победить врагов можно песней под аккомпанемент кантеле (финские гусли). Что и сделал Вяйнямёйнен, который своей игрой зачаровал и усыпил жителей Похьёлы, чтобы увезти волшебную мельницу Сампо, дающую богатство и счастье.

Вклад в развитие финского языка

В начале XIX века в Финляндии сложилась уникальная языковая ситуация. В 1809 году, после завершения русско-шведской войны, Финляндия обрела статус Автономного княжества в составе Российской империи. Однако финский литературный язык еще практически не сложился, ведь более шести веков Финляндия находилась в составе Швеции. Шведский язык был языком государственного управления, образования, науки и литературы (заметим, что и по сей день он остается вторым государственным языком). В то время как финский язык был языком крестьян и простонародья. Для Финляндии было чрезвычайно важно обрести свой язык и литературу, войти на равных в мировую культуру. 

Важнейшей научной задачей Лённрота последних десятилетий жизни было создание «Финско-шведского словаря». Этот грандиозный труд, работа над которым продолжалась около сорока лет, был завершен в 1880 году и включал более 200 тысяч слов. Лённрот считал, что необходимо сделать финский язык языком преподавания, управления, науки и культуры. Но для этого в языке того времени просто не хватало слов. Потому ученый занимался настоящим словотворчеством, причем не только и даже не столько в области литературы.

«След Лённрота присутствует в тысячах терминов юридической лексики, в трех четвертях ботанического лексикона, в терминологии лингвистики и математики. Лённрот ввел в финский язык такие слова, как национальность, литература, температура, вена, артерия, чернила, протокол, независимый, мысль, образование, договор, республика, вариант…» (Райя Майямаа. Элиас Лённрот. // Сто замечательных финнов: Калейдоскоп биографий. Хельсинки 2004)

Вклад в медицину

История знает немало примеров, когда литературный талант сочетается с медицинским. Элиас Леннрот был превосходным практикующим врачом, даже руководил борьбой с главными бичами того столетия — холерой, тифом и дизентерией, причем он сам едва выиграл борьбу с тифом. И, конечно же, и здесь он остался верен принципам просветительства: например, его перу принадлежит книга под названием «Домашний доктор финского крестьянина», а также первый финский ботанический справочник «Флора Фенника».

Разрушенное семейное счастье

В 1862 году, в возрасте шестидесяти лет, Элиас Лённрот вышел на пенсию и сразу же уехал с семьей из столицы в свой родной край Саматти, так как ему всегда были в тягость известность и публичная жизнь. Последующие шесть лет были, наверное, самыми счастливыми в его жизни. Лённрот жил с семьей в крестьянской усадьбе, занимался хозяйством, наукой, детьми. Но счастье было недолгим: болезнь и смерть пришли в его дом. Спасавший других, Лённрот не смог спасти свою семью. В 1868 году скончалась от туберкулеза жена Мария. Лённрот остался один с четырьмя детьми. Но ранняя смерть была уготована и им: двум дочерям от туберкулеза и одной – от дифтерии. Остаток своей жизни ученый прожил в уединенной усадьбе с дочерью Идой.

Элиас Лённрот умер в 1884 году в возрасте восьмидесяти двух лет и был похоронен на кладбище в Саматти. Похороны превратились в общенациональный траур. В своем завещании Лённрот распорядился продать усадьбу в Саматти сразу после своей смерти, чтобы там не был основан дом-музей.

Источники: Элиас Леннрот // WikiKarelia : сайт, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://wiki-karelia.ru/articles/lyudi/elias-lennrot/. — (дата обращения: 08.04.2023);

Самый мирный эпос // Минкультуры России : сайт, 2013-2023. — Текст : электронный. — URL: https://www.culture.ru/materials/38813/samyi-mirnyi-epos. — (дата обращения: 08.04.2023);

Дорофеева, Елена Народный эпос и его автор. 220 лет Элиасу Лённроту – создателю «Калевалы» / Елена Дорофеева // Год литературы, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://godliteratury.ru/articles/2022/04/08/narodnyj-epos-i-ego-avtor-220-let-nazad-rodilsia-elias-lennrot-sozdatel-kalevaly. — (дата обращения: 08.04.2023)

Афиша

23.04.2024. «Уильям Шекспир навсегда!»-книжно-иллюстративная выставка к 460-летию У. Шекспира. Детский отдел.

125 лет со дня рождения В. Набокова:
22.04.2024. «Не только «Лолита»»-онлайн-викторина. МУ «ГЧМБ»
24.04.2024. «Тень русской ветки»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

24.04.2024. «Мистика Гоголя»-викторина. МУ «ГЧМБ».18:00

26.04.2024. «Путешествие с лягушкой»-мероприятие. Детский отдел. 10:00

26.04.2024. Диктант Победы. МУ «ГЧМБ». 12:00

26.04.2024. «Победа Весны»-музыкальный концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

29.04.2024. «Аделаида Котовщикова и ее книги»-библио-репортаж к 115-летию А.А. Котовщиковой (онлайн). Детский отдел.

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Яндекс.Метрика