Пётр Алешковский родился в Москве в семье историка, археолога, исследователя древнерусских летописей Марка Хаимовича Алешковского и сотрудницы Исторического музея Натальи Германовны Недошивиной (в девичестве Зограф).
В 1979 году Пётр Алешковский, окончив кафедру археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в 1979-1985 годах работал в реставрационных мастерских Андроникова монастыря, участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Опубликовал ряд статей по теме «Древнерусская археология».
Но в середине 1980-х годов Пётр Маркович Алешковский круто меняет свою жизнь. По его словам, он «ушел из академической науки, она, как я убедился, только и плодила мифы» («Седьмой чемоданчик»). Обращение к литературе, к творчеству было верным выбором: «Избавление, если оно и приходило, то лишь в момент прикосновения к бумаге, где жизнь не жизнь, где нет границ, свобода не меряна, а чувства, плещущего через край, нет смысла стыдиться».
Печатается как прозаик с 1989 года (журнал «Волга»). Печатает прозу в журналах «Дружба народов», «Юность», «Октябрь», «Столица», «Согласие», «Волга», «Золотой век». Вел программу «Наблюдатель» на канале «ТВ-Центр» (1997), программу «Книжное обозрение» на радиостанции «Россия» (с 2001). С 2000 года занимал должность заместителя главного редактора еженедельника «Книжное обозрение».
Одним из первых его художественных произведений был сборник «Как новгородцы на Югру ходили. Рассказ о новгородцах, отважных мореплавателях XII века» (1988).
По оценкам критики, произведения П. Алешковского всегда отличают острый сюжет и оригинально осваиваемая литературная традиция, будь то «готический» роман, сказка, историческое повествование или русская реалистическая повесть с ее пристальным вниманием к «маленькому человеку».
В 1995 году вышел исторический роман Алешковского о В.К. Тредиаковском под названием «Арлекин, или Жизнеописание Василия Тредиаковского». Писатель приходит к мысли о музыкальности романа о поэте, ибо «каждый поэт рождается из музыки». При этом П.М. Алешковский пользовался своим правом на художественный вымысел: писатель, по его убеждению, «не реконструирует биографию, но лепит ее, отталкиваясь от документа».
Однако, в основном, в центре творческого внимания писателя – Россия сегодняшняя. Повесть «Чайки» (1991), «Жизнеописание Хорька», цикл из 30 рассказов «Старгород: Голоса из хора» (1995) — произведения о народной России, по своему увиденной и сотворенной писателем с оглядкой на классические и фольклорные традиции.
В романе «Владимир Чигринцев» соотнесены русская дореволюционная жизнь и современная действительность, в нем речь идет о дворянстве историческом и современном. В какой-то степени роман автобиографичен, выдержан он в традициях русской классической литературы. Повествование «Седьмой чемоданчик» – попытка писателя воссоздать портреты своих близких и более дальних родственников (деда, отца, матери), воссоздать семейную историю и историю своего рода (рассказы о далеком предке Георгии Христофоровиче Зографе — основателе рода).
Лучшим романом жюри премии «Русский Букер» в 2016 году признало роман «Крепость» Петра Алешковского. И, кажется, это один из самых бесспорных выборов жюри этого конкурса. Роман возвращает читателям того, с чьим отсутствием они почти уже смирились, — настоящего положительного Героя. Речь именно о Герое с большой буквы. Иван Мальцов, имея внутреннюю крепость, неистово борется за крепость ХV века, которая находится на территории его родного города. Ему удается победить, хотя роман и заканчивается трагически.
«Крепость» несет в себе катарсис, то есть обещанное еще древними очищение страданием. В минуты душевной боли Мальцов размышляет: «Место, что было отведено ему на земле, всего лишь точка или даже меньше — песчинка в стеклянной колбе, отмеряющей общее время… Чего ради ничтожной крупице колотиться о замкнутые стенки? Не проще ли просто ссыпаться вместе с подобными ей песчинками вниз, в воронку, что неизбежно унесет их в другое, нижнее, но тоже запаянное, замкнутое пространство? А потом, когда колба перевернется, все просто повторится снова. И так без конца? Но ведь за стеклом есть что-то еще?». Собственно, весь роман о том и ради того, что за стеклом что-то есть.
Характеризуя современную русскую литературу, Пётр Маркович Алешковский подчеркивает: «Сегодня мне не хватает в прозе неспешности, стиля, если хотите, красоты и музыкальности, углубленного знания родного языка… Сегодня почти исчез и голос читателя, умеющего порассуждать о поэтике произведения, стремящегося отгадать, нащупать дорожки к первоисточникам — занятие для искушенных детективов и музыкально одаренных людей с острой памятью…
Просто надо читать, с удовольствием, напитываясь энергией слов. Без этого очень скучно жить».
Источники: Успех – от глагола «успеть». Часть 2. Алешковские // Занимательная литература, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://dzen.ru/a/ZNowYs9VWE4YPhHk. — (дата обращения: 21.09.2023);
Пахорукова, В.А. Петр Алешковский — лауреат премии 2016 года за роман «Крепость» / В.А. Пахорукова // Библиотечная информационная система г. Кургана, 2016. — Текст : электронный. — URL: http://cbs-kurgan.com/aleshkovskijj_pjotr/ . — (дата обращения: 21.09.2023);
Чанцев, Александр Петр Алешковский: Бороться только с собой / Александр Чанцев, Петр Алешковский // Rara Avis. Открытая критика, 2016. — Текст : электронный. — URL: https://www.rara-rara.ru/menu-texts/petr_aleshkovskij_borotsya_tolko_s_soboj. — (дата обращения: 21.09.2023)