На картине Николая Густавовича Шильдера «Искушение» показан сюжет соблазнения. Такие моралистические сюжеты были распространены в искусстве XIX века.
Драматическая сцена разворачивается в маленькой комнатушке, которую снимает девушка и ее тяжко болящая мать, испытывающая нужду в постоянном уходе и лекарствах. Девушка пытается заработать, день и ночь работая вышивальщицей на дому, на это указывает вышивальный станок с работой. Труд тяжелый – нужно успеть сделать заказ к сроку, за такие заказы мало платят, но это единственный честный заработок. Можно предположить, что девушка и ее мать благородные люди, возможно обедневшие дворяне.
В глубине комнаты, за темными занавесками — тесное ложе, на котором дремлет или находится в забытьи мать девушки. Она явно нездорова и вероятно находится на грани жизни и смерти.
С бедной обстановкой и скромной одеждой этих двух героинь составляет контраст старуха-сводница в нарядном чепце. Она предлагает девушке драгоценный браслет, одновременно жестом указывая на дверь позади. Через щель в дверном проёме, слева за плечом старухи, можно разглядеть усатого мужчину, который пытается разглядеть домашнюю обстановку.
Судя по позе, жестам и выражению лица девушки, она возмущена предложением сводницы и решительно отвергает его. Сколько душ было совращено ей – можно догадываться, что немало! Жизнь со всей неприглядной остротой присущих ей проблем увидена Шильдером вполне академично сквозь призму опыта старых мастеров. В светотеневой режиссуре, гладкой живописной манере и символичных деталях вполне узнаваемы классические черты голландской бытовой живописи XVII столетия.
Символика
Картина имеет свою скрытую символику. Графин с чистой водой у рабочего столика девушки воплощает ее хрупкую непорочность. Огарок свечи у постели больной намекает на ее скорую смерть. Фигура кошки, выслеживающей мышь под комодом, дидактично показывает суть соблазнения. Своды потолка указывают на то, что действие происходит в подвальном этаже, который обычно снимали самые бедные люди. Однако и в этой безысходной обстановке брезжит луч надежды: на откосе подвального окна автор поместил икону, а из самого окна исходит луч света – луч надежды на Божие милосердие и попечительство..
История
Идею для написания данного полотна дала картина Федотова «Бедной девушка краса — смертная коса», где была показана поучительная сценка соблазнения сводней юной невинной девушки, находящейся в бедственном финансовом положении. Но в отличие от картины Федотова, девушка на полотне Шильдера делает свой выбор. Она отвергает подарок богатого ухажера, пытающегося ее соблазнить. За картину «Искушение» художник был награжден большой серебряной медалью Академии художеств.
Критика
Приобретая картину Павел Третьяков дал данному полотну весьма холодный отзыв: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею».
Однако, продажа так и не состоялась, в 1863 году Павел Михайлович вспомнил о своей идее устройства «художественного музеума».
Он снял «Искушение» с продажи и внес картину под «нумером 1» в лично составленный им первый каталог своей коллекцию. Вторым номером стала картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», затем шли полотна Саврасова, Перова, Якоби…
Так началась история знаменитой коллекции живописи, имя которой сейчас — Государственная Третьяковская галерея.
Источники: Искушение Шильдер Николай Густавович (1828-1898). Жанровый портрет // Азбука искусства. — Текст : электронный. — URL: https://azbyka.ru/art/iskushenie/. — (дата обращения: 15.08.2023);
Тихомиров, Владимир Искушение купца Третьякова / Владимир Тихомиров // СТОЛ, 2017. — Текст : электронный. — URL: https://s-t-o-l.com/material/19951-iskushenie-kuptsa-tretyakova/. — (дата обращения: 15.08.2023)