24 мая 1830 года родился Алексей Саврасов — художник-передвижник. Автор картины «Грачи прилетели».
Отец будущего художника, Кондратий Саврасов, был человеком серьезным, даже суровым. Он торговал шерстяными изделиями, валенками и овчинными тулупами неподалеку от Красной площади. И, конечно, все виды деятельности кроме торговли Саврасов-старший считал несерьезными, а склонность сына к рисованию старался подавить. Он даже закрывал Алексея на чердаке, лишь бы тот не занимался картинами и прочими глупостями. А мальчик целые дни напролет был готов перерисовывать гуашью иллюстрации из толстых журналов, и делал это искусно. И однажды просто отнес рисунки на Ильинку, где в рядах торговали лубочными картинками да гравюрами. Торговец забрал у Саврасова все принесенные листочки по 6 рублей за дюжину.
И эта сделка определил жизнь художника. Если отец наотрез отказывался оплатить учебу в училище живописи, то теперь это можно было сделать самому, продавая работы. В училище же для Саврасова открылся новый мир. Он встретил свою супругу — Софью Карловну Герц. Сблизился с учителем, известным Карлом Рабусом, который вселил в юношу уверенность в собственных силах, и стал настоящим другом.
Уже в 1854 году журнал «Москвитянин» назвал Саврасова «первым среди пейзажистов». Выставку посетила великая княжна Мария Николаевна, большая любительница изобразительного искусства, и купила две картины Саврасова. А позже художник был приглашен на дачу великой княжны, чтобы запечатлеть окрестности, дорогие ее сердцу. Открывались удивительные перспективы, а суровый отец Саврасова был удивлен и долго хлопал сына-художника по плечу, выказывая уважение.
Карьера Саврасова шла в гору, вся жизнь впереди, признание, заказы знати и коллекционеров, материальная обеспеченность. Но тут личная жизнь неожиданно дала трещину. Старшая дочь умерла, вскоре Саврасов потерял младшую дочь и единственного сына, осталась в живых только средняя дочь. Художник начал пропускать занятия в училище, где преподавал, впал в депрессию. В 1870 году Саврасова уволили из училища, найдя благовидный предлог – «Слишком мало учеников». Семья неожиданно осталась на улице.
Обиженный Саврасов с семьей уехал в Ярославль. Но черная полоса в жизни не прошла. Зима была лютой, супруга Софья простудилась, и разрешилась слабенькой девочкой, которая умерла через несколько часов. Хоронили дитя на высоком берегу Волги. И вот тут убитый горем отец сделал щемящую зарисовку, по которой позже напишет картину: обрыв, маленький крест и могучая река. Ученик Саврасова Левитан повторит этот мотив в своей знаменитой картине «Над вечным покоем». И там же, и в том же настроении Саврасов начнет полотно, которое обессмертит его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников сразу стала знаменитой и была куплена П.М. Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.
И это будет одним из последних его крупных успехов. Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века.
После великий русский художник будет хлопотать о возвращении места преподавателя – но безуспешно – и перебиваться случайными заработками. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей состоятельной сестре Адели. Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче». Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.
Под конец жизни художник, получивший в 24 года звание академика, торговал своими рисунками на развалах. Авторские копии «Грачей» шли по трёшке за штуку.
Саврасову пытаются помогать ученики (Константин Коровин, Исаак Левитан) и меценаты, но болезненные удары по самолюбию приводят к болезни, художник стал слепнуть. Но он успел увидеть свою последнюю радость – в 1894 году вышел роскошно изданный альбом с его литографиями.
Три года спустя, 26 сентября 1897 года, Алексей Саврасов умер в больнице для бедных. Он оставил после себя полотна, полные красоты и светлой печали. И еще многие поколения будут любоваться его пейзажами, в которых как в зеркале отразятся самые разные оттенки человеческих переживаний и размышлений.
Источники: Алексей Саврасов: Текст [электронный ресурс] // Семья и вера, 2021. — Точка доступа: https://semyaivera.ru/2021/05/24/24-maya-v-istorii-aleksey-savrasov/. — (дата обращения: 24.05.21);
Комрик, Валерия История гениального, но невезучего художника Саврасова: Текст [электронный ресурс] / Валерия Комрик // LiveInternet, 2015. — Точка доступа: https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post362783311. — (дата обращения: 24.05.21)